вторник, 26 ноября 2013 г.

Как превратить 50 грамм пластика в самолет Второй Мировой?!




В школьные годы я ходила на разные занятия во дворец творчества, на первом этаже которого был кружок моделирования, в который девочкам вход был воспрещен. Даже таким девочкам, как я, которые дружили только с мальчиками и играли с ними в футбол. Было ужасно обидно, потому что я усиленно искала себя и прошлась по всем возможным кружкам от пошива мягкой игрушки до игры на аккордеоне сама от себя в шоке. Но в моделирование так и не попала. Но жизнь мне всё компенсировала - брат моего Мужа Женька уже много лет занимается моделированием. И теперь я много всего знаю про этот вид деятельности, могу трогать некоторые собранные экземпляры и у меня даже есть свой самолёт - Боинг 787 Dreamliner!

А сегодня я хочу рассказать вам о том, как из 50 грамм пластика сделать крутой самолёт!

В главных ролях: Евгений и японский истребитель Второй Мировой. За кадром золотые руки и 15-летний опыт сбора моделек, 14 вечеров и 4 полных дня, потраченных на эти 50 грамм пластика и бесконечная любовь к самолётам.



История этого самолёта уникальна: вначале войны на Тихом океане, когда Япония успешно завоевывала один остров за другим, ее флоту требовался истребитель на поплавках, чтобы обеспечивать прикрытие кораблей с воздуха там, где еще не захвачен аэродром. Но уже через полгода успешных действий японцы начали терпеть одно поражение за другим и отступать, и нужда в таком поплавковом истребителе отпала. Теперь нужен был самолет наземного базирования, не уступающий по своим характеристикам лучшим американским палубным истребителям. N1K1-J Shiden (Фиолетовая молния) был разработан японской фирмой Kawanishi на основе истребителя-гидросамолета N1K1 в конце 1942 г. Его уникальность в том, что обычно такие переделки не приносят особого успеха - уж слишком разные требования к самолетам. Здесь же, напротив, получился один из лучших японских истребителей Второй Мировой войны.


Формально сборка модели начинается с покупки набора. Этот же тамиевский набор Женьке подарил лучший друг на день рождения. Самим набором Женька остался доволен: "набор порадовал отличной собираемостью, правильной геометрией и расшивкой. Детализация, конечно, не ахти, но как показала сборка, вполне достаточная".


По факту же сборка модели начинается задолго до того, как первые детали будут срезаны с литников. Сначала весь процесс прокручивается в голове, внимательно изучается инструкция, мысленно складываются детали в узлы, выстраивается порядок окраски. "Я стараюсь найти как можно больше информации о самолете - изучаю историю его создания, развития, применения, особенности конструкции, историю того периода, когда он воевал. Все это помогает создать мысленный образ модели, визуализировать конечный результат. Потом составляется подробный план действий и желаемых доработок - и вперед!"



Чтобы по итогу получился самолёт, одного набора, конечно, недостаточно. Не помешают инструменты:



И краски компрессор для аэрографа остался за кадром:



Непременно нужны прототипы. Эти Женька нашёл в японском издании Famous Aircraft Of The World, посвященном этому самолету. То есть собирать модельки - это ещё и большая исследовательская работа!





Перед началом работы нужно определить схему окраски. В данном случае ещё и схему износа. Для этого Женька снова проводил исследование, в результате которого сделал вывод, что на том этапе войны и эксплуатирования самолета, он мог не грунтоваться перед нанесением камуфляжа, в результате чего краска довольно легко могла отслаиваться, отшелушиваться, скалываться с голого металла. "Наиболее спорным вопросом для меня был цвет нижних поверхностей - они могли быть как окрашенными в серый цвет, так и оставаться неокрашенными. По фотографии я не смог достоверно определить цвет низа, но, принимая во внимание, что речь идет о первых серийных самолетах, решил выбрать схему "зеленый верх-серый низ". Данная модель изображает самолет, попавший в строевую часть и прослуживший там некоторое время, достаточное для того, чтобы накопились определенные следы эксплуатации".


Довольно исследований, начинаем сборку!

Обычно всё начинается со сборки кабины. Но в данном случае, Женька отступил от привычной схемы - "сначала кабина" - и первым дело склеил половинки фюзеляжа и крыло, чтобы определить видимость интерьеров и необходимость доработок. Вместо пластиковых аэронавигационных огней вклеил кусочки прозрачного литника с высверленными в них отверстиями, имитирующими лампочки, обточил и заполировал их.



Но и про кабину не забыл :)



Кресло пилота :)

Вся сборка модели проходит на самозатягивающемся коврике для резки (на нем практически не остается следов от ножа). Каждый квадратик коврика размером 5 мм. Размеры кресла понятны, да?



Красавчик-пилот собственной персоной:)



Позади сборка всех важных деталей и первая окраска "серебрянкой", которая на модели имитирует металл конструкции самолета. Все сколы должны быть до этого слоя, как будто камуфляжная краска сошла и виден голый металл. Получаем вот что:



Окраска деталей самолёта процесс не самый лёгкий:





Низ самолёта не только красится, но ещё и тонируется.




Верх самолёта красится тремя разными красками, чтобы придать некоторое разнообразие процессу выгорания краски. Плюс нужно подчеркнуть неровности тканевой обшивки рулевых поверхностей.




Окраска воздушного винта:



После проведённой работы по образованию сколов реально как после боевых действий!:



А далее идут многочисленные этапы покраски и смывки. Имитируется копоть от пушек:



Затем приклеиваются все мелкие детали - прицел, антенна радиокомпаса, сделанная из кусочка пластика и тонкой проволоки, стойки и щитки шасси, мачта антенны, сама растяжка (тросовая антенна КВ связи) сделана из мононити для бисероплетения. И вот модель готова!




Топливный бак в данной модели подвесной и легко снимается или ставится.



"Обычно модель красится в основные цвета, а все опознавательные знаки, коды и технические надписи наклеиваются в виде декалей - переводных картинок. Здесь же все нанесено либо аэрографом через трафарет, либо тонкой кистью от руки. Единственное исключение - маленькая табличка в хвостовой части"



Ювелирнейшая работа! Женька, браво!

Напомню, что на сборку ушло 14 вечеров и 4 полных дня. Сколько терпения на это нужно, боюсь что не смогу даже представить. И вот думаю о том, моделирование бы мне в детстве не помешало, чтобы натренировать терпение и усидчивость)))