Минусы школьной системы образования

вторник, 15 октября 2013 г.


Несмотря на то, что многие люди считают советскую систему образования (и даже её последователя – нынешнюю систему) лучшей в мире, у неё довольно много минусов. Из них два основополагающих, которые, во многом, влекут за собой и остальные проблемы.


Одна из этих проблем – обилие предметов, знания по которым никогда большинству людей не понадобятся.

Самое ценное в нашей жизни – это время. Его не купить и не вернуть назад. Так зачем же мы тратим столько времени на то, чтобы годами изучать науки, которые нам никогда не понадобятся и не принесут никакой практической пользы? При этом, и изучение этих наук, нужно сказать, весьма поверхностное, и вряд ли даст какое-любо весомое преимущество перед теми, кто всего этого не знает.


Ниже я выписал все предметы, которые мне довелось изучать в школе за все годы пребывания в ней. Конечно, не стоит забывать, что эти данные могут отличаться в разных школах, однако составить полную картину позволяют.



Итак, список.


Русский и иностранные языки мне пригодились, я ими часто пользуюсь. На мой взгляд, изучение иностранных языков – одно из самых полезных знаний, которое можно приобрести в стенах школы. Хотя, многие хорошие технические специалисты находят работы заграницей даже с плохим знанием английского, не говоря уже о местных языках. Так что тут тоже не всё однозначно.


Алгебра – если отнести сюда ещё и математику начальных классов, то вещь необходимая. В жизни, всё-таки, нужно уметь считать.


Геометрия – ни разу в жизни мне не пригодилась.


Информатика, или, проще говоря, умение работать с компьютером, в современном мире переоценить нельзя. Предмет важный, хотя его преподавание часто оставляет желать лучшего.


Биология, химия, физика – всеми этими знаниями я ни разу не пользовался в повседневной жизни. Да и трудно представить, где можно столкнуться с необходимостью расписать, например, химическую реакцию.


География была моим любимым предметом, но при этом я отдаю себе отчёт, что практические знания в этой области сейчас почти не нужны. Зачем помнить города, когда есть карта? Зачем уметь читать карту, когда есть GPS-навигатор и прочие гаджеты? Список можно продолжать ещё долго. Но я занят как раз в сфере туризма, так что знать её приходится.


История и история культуры, по сути, тоже нужна лишь в качестве показателя человеческой эрудиции. Каких-то бытовых вопросов она не решает. В профессиональном плане сталкивался с ней только во время работы гидом.


Этика. Что-то мне подсказывает, что этому должны учить дома, в семье, а не забирать драгоценное время в школе.


Экономика, безусловно, важна. Это тот предмет, в котором даже поверхностные знания могут пригодиться и решить какие-то жизненные вопросы.


Правоведение – тоже хороший предмет. Но, хм, много ли оттуда можно «вынести». Нет, в случае необходимости каждый всё равно полезет за информацией в интернет или за советом к знающему человеку.


Труд в жизни мужчины нужен. Речь, конечно, не о том, чтобы каждую весну мастерить скворечники и развешивать их под соседскими окнами, а о том, чтобы элементарно собрать дома мебель, прибить полку к стене или починить небольшую поломку.


Спорт в жизни тоже важен, но не в той форме, в которой он присутствует в школе. Почти у каждого человека есть какие-то свои предпочтения в этом деле, тот вид спорта, которым человеку приятно заниматься. Ну а ленивый физрук, как обычно, заставляет весь урок бегать круги вокруг школы.


Музыка и рисование хороши только самых первых классах, дальше они только отнимают время и у ученика, и у учителя.


Наука о здоровье – очень важный предмет, на самом деле. Поэтому вдвойне жалко, что ему уделяют так мало времени. На самом же деле его нужно преподавать с первого класса и приучать детей к здоровому образу жизни. Мы же по нему «пробежались» только в 9 классе – в возрасте, когда как раз меньше всего задумываешься о здоровье.


Подведём итоги: знания лишь по треть предметов мне приходится использовать регулярно, а более трети предметов я оставил на пороге выпускного и больше никогда с ними не сталкивался. И оставил их не только я, но и каждый из нас с вами. Вы тоже изучали кучу ненужного, просто «лишние» предметы могут различаться. Иными словами, более трети школьного обучения было для вас лишним. Более трети – это около четырёх лет! Четыре года! Их вы потратили на получение ненужной вам информации, вместо того, чтобы изучать то, что сделает вас знающим человеком в своей области уже после школы. Уже после школы вы бы могли иметь университетские знания. Звучит привлекательно, не правда ли? Однако нам из поколения в поколение продолжают перегружать мозг ненужной информацией.


Выход: полностью переработать систему образования и создать новую, в основе которой будет выявление склонностей ребёнка ещё на ранней стадии и выращивание настоящего специалиста. Сделать это можно таким образом: во время начальной школы ребёнок получает всестороннее развитие и изучает различные предметы. Помимо педагогов, с детьми работают психологи, которые определяют, к чему у ребёнка есть склонность. Перед переходом в основную школу проходит психолого-родительский совет, в результате которого определяется, в каком направлении школьник будет учиться дальше. После этого идёт углублённое изучение выбранной науки без рассеивания внимания на посторонние предметы вплоть до окончания школы. Иными словами, ученик языковых классов не учит физику вообще. Потому что с вероятностью 99% она ему в жизни никак не пригодится, и через пару лет после окончания школы он её благополучно забудет.


Второй камень преткновения – это заучивание и зазубривание материала. По какой-то неведомой мне причине многие учителя считают, что это наилучший способ вложить знания в голову школьника. Полная чушь! Вот вы, лично вы, помните что-нибудь из того, с чем так долго мучились, пытаясь выучить? Вряд ли. Зато у нас почти не учат тому, как собственноручно искать нужную информацию, хотя это крайне важный навык, который не раз пригодится в жизни. К сожалению, многие до сих пор продолжают тыкать учеников в нужное правило и заставлять его бездумно зубрить. Такой метод негативно влияет на развитие области мозга, отвечающей за мыслительные процессы. Тем самым мы выращиваем «болванчиков», которые всю жизнь только и ждут, когда их ткнут носом и укажут, что им делать, вместо того, чтобы начать думать самим.


Выход: во время домашних работ больше времени отдавать заданиям, посвящённым самостоятельному поиску информации, её изучению и последующей презентации. И, конечно, отказаться от бездумного заучивания.


Фото с сайта www.aei-ideas.org






Добавляйте в друзья, читайте новые посты первыми! И не забудьте подписаться на мой Twitter_bird_iconTwitter!