суббота, 19 октября 2013 г.

Как устроена пассажирская кислородная система современного самолёта

Когда вы сидите в кресле пассажирского салона самолёта, то сверху над вами видно примерно следующее:




О том, что это не очень важно, и о том, что там внутри есть более важного :) , я и расскажу вам далее...


Вот так видит пассажир то, что находится выше него, когда сидит в салоне самолёта Boeing-737 NG:


Вот тот квадратик снизу (возле светящегося значка сигареты) - это сложенный монитор развлекательной системы.

Сегодня мы этой темы не касаемся.


PSU ( = Passenger Service Unit ) - вот главный герой нашего сегодняшнего рассказа.

Находится такой PSU над каждым рядом кресел, снизу багажной полки.



(модуль обслуживания пассажира - так вроде по-русски получается)

В нижней (по фото) части за решёткой живёт динамик звуковой. Из него транслируется пассажирам информация от пилотов или бортпроводников, а также некоторые сигналы.


Выше него мы наблюдаем раскинувшийся во всю ширину набор удобств для пассажира:



С крайней стороны (одна у окна, и одна - у прохода) - кнопка вызова бортпроводника. На фото - в правом верхнем углу.

При нажатии кнопки загорится сигнальная лампа у проводников, прозвучит приятный мелодичный "донг", и бортпроводник обязательно подойдёт к пассажиру, над которым загорелась лампа.

Иногда эту кнопку пассажиры нажимают вместо другой, находящейся ближе к середине - кнопки включения индивидуального освещения (на ней нарисована лампочка).

Плафон этого освещения виден в левой части фото.

Правее него наблюдаем сосок индивидуальной вентиляции. Его можно направлять в разные стороны, а поворотом за ребристый ободок вокруг оси - регулировать интенсивность обдува.

Ну, и в самом низу - сигнальное табло насчёт пристегнуть ремни. Управляется из кабины пилотов.


Теперь будет интереснее - посмотрим на PSU с изнанки.


После открытия он повисает на специально прикреплённой в США верёвочке:



Пролезть для работы в такую щель неудобно.

Поэтому обычно крючок на верёвочке расцепляется с колечком, и PSU опускается пониже:



Тут уже интереснее.

Оранжевый шланг слева подаёт воздух из системы кондиционирования (может, я вам когда-нибудь и про неё расскажу). Подаёт как раз к индивидуальной вентиляции.

Между них, также три штуки, но с чёрными навершиями - светильники индивидуального освещения.

С левого края, сверху вниз, протянулся модуль управления всей этой электрикой, плюс кнопками и лампами вызова бортпроводников.

Справа в середине - звуковой динамик.

А по остальному мы сейчас пройдёмся тщательнее...


Самолёт обычно летает на высоте, где содержание кислорода очень недостаточно для жизни.

Поэтому, на случай потери возможности обеспечения пассажиров воздухом под нормальным давлением из системы кондиционирования,

в самолёте предусмотрены также кислородные маски для членов экипажа и для пассажиров.


В верхней и нижней (по фото) частях PSU находятся отсеки кислородных масок пассажиров.



Масок в них по две. То есть, на каждый ряд кресел (обычно три штуки) приходится по четыре маски.

Это - запас на случай сидения с ребёнком.

Маски могут выпадать автоматически - при уменьшении давления в салоне до давления на высоте 14.000 футов (примерно 4,5 км). Задолго до этого, начиная с давления, соответствующего 10.000 футов, в кабине пилотов начинает орать сигнализация.

Но - мало ли, - а вдруг дефект, разгерметизация, и всё такое.

В общем, датчик давления воздуха внутри самолёта выдаст сигнал, электрически выпадет вниз дверца, и все маски вывалятся и повисн