суббота, 26 октября 2013 г.

Филипп Ефремов. Странствования.

После чтения "Хождений" Афанасия Никитина, я взялся за "Странствия" Филиппа Ефремова. Которые произошли много позже. Надо сказать, что туризм, как явление, появился совсем недавно, а до этого люди путешествовали не по своей воле. Например, Ефремов был ранен пугачевцами под Оренбургом, казахи продали его в Бухару, где он поднялся от охранника в гареме до командира отряда. Наш герой получил от султана в подарок земли и жалованье. При этом скучал по Родине (этим он разительно отличается от наших современников). Например, когда эмир попросил его перевести письмо от Российской Императрицы он расплакался, за это и отказ принять ислам был подвергнут пыткам. При помощи персидской наложницы Бухарского правителя, выкрал у него печать и по поддельному письму бежал. После побега из Бухары он продолжил путешествие в Китай с караваном купцов. В дороге он постоянно косил под ногайца (так на востоке называли русских подданных исповедовавших ислам). С купцами он прошел Китай и Тибет (и похоже был первым европейцем, побывавшим в Тибете). Затем Индия, там он купил себе чернокожего раба. Затем под видом паломников идущих в Мекку отправляется в Калькутту. Здесь его фактически берут в заложники англичане. Взяв в качестве взятки арапа, его сажают на английский корабль и через Лондон он, наконец, добирается до Санкт-Петербурга. Дальше встреча с Екатериной II, слава и почет (то есть возведение в дворяне, звание прапорщика), возвращение в Оренбург где он и работал переводчиком.

Труд простого русского капрала содержит массу важных сведений по лингвистике, географии, истории и этнографии Средней Азии, Тибета и Индии.


Довольно интересно, что как и в случае с Никитиным мы видим в Ефремове веротерпимость и готовность, что называется si fueris Rōmae, Rōmānō vīvitō mōre; si fueris alibī, vīvitō sicut ibi :) При этом, по прошествии 300 лет градус религиозности в России спадает. Если Никитин страдает от того, что не знает когда нужно поститься, а когда отмечать Пасху, то Филипп Ефремов об этом нигде не вспоминает, а к православию относится как Артемий Лебедев, в духе, что православие - это неотъемлемая черта русского человека и принятие ислама для Ефремова - это смена национальности, на что он не хочет пойти даже под страхом смерти (в этом он схож с Никитиным).


Прочитать про Ефремова можно в Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Ефремов,_Ф илипп_Сергеевич

А первое издание "Странствования" здесь - http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Efre mov/frametext1.htm




1. Дорожная пища киргисцов. Оные киргисцы имеют употребление пищи в дороге: творог сушеный лепешками, который называют крут; кладут его в турку, а тот турсук таким делается образом: сняв у задней лошадиной ноги кожу, шьют мешком; в мешок, положа крут, наливают воды, привязывая к седельным тарокам. Оное от езды размочится, растрясется, и будет густое молоко, кое и пьют. В домах же — пареную баранину и мясо крошат мелко, налив оное тою водою, в коей варится мясо. Едят руками. Пьют кумыз, то есть кобылье молоко.


2. Мечети — большею частию мазанки, а малое число есть и каменных. Оных в каждой улице по одной


3. Бани. Бань собственных никто не имеет, а есть торговые каменные; построены в земле, только одна внаружу верх; сверху окошко; внутри ж бани — пол из больших сделан каменных плит. С исподи эти плиты нагревают сором, а не дровами; моются теплою и холодною водою, мылом же не моются для того, будто оно погано и грех мыться, а по большей части в баню ходят для того, чтоб грязь отпотела.


4. Брынчь (vadhor: плов), то есть сорочинское пшено (vadhor: рис), как поспеет в половину варения, из котла вынут, процедят, обольют холодною водою. Сваривши говядину или баранину, положат в порожний котел, потом накрошат морковь и лук, смешают с изюмом и с шафраном; положат на говядину и потом положат сорочинское пшено. Растопивши овечьего сала, нальют наверх сорочинского пшена; покроют крышкою, чтоб не выходил дух; над вольным жаром когда упреет, то кладут в блюда; блюда называют табак. Одно блюдо едят два человека руками, а не ложками.


5. Посуды, кроме глиняной и муравленой, не имеют, а у знатных только палевая. Говорят, что из другой есть погано и грешно.


6. Свадьбы бывают татарским обыкновением. У каждой жены и наложницы имеются особливые комнаты. Мужья спят с ними по очереди; к другой же никак приступить не может. Любители (vh: любовники) приходят к ним в женском платье, а иногда ходят женщины, сказывая мужьям своим, якобы в гости, а вместо оного — к другим людям, которые сводят, где любители приходят, и с ними веселятся. Мужеск же пол чрезвычайно склонен к молодым мальчикам, в чем не имеют от начальников своих никакого и запрещения.


7. Болезни. От оной нечистоты у человека в теле зарождаются ришты (vh: почитайте в вики, ужос), наподобие волосатиков. В котором месте зародится, то место будет жестоко свербеть; потом будет пузырек. Как время будет приходить, чтоб ей из тела вон выходить, то пузырек лопнет, выйдет в вершок, в самую тонкую нитку язык. В то время на тутовом листу постное масло прикладывают к ране. У меня первой год вышло 15, на другой 22, на третий 30 из всех мест: из языку, даже и из естества. Потянувши, выдет с вершок и более, а как почувствую, что больно, то обверну на хлопчатую бумагу, чтоб не уходила назад в тело. И прикладывал тутовые листья с постным маслом, которая выходит чрез пятнадцать и двадцать дней в самую толстую нитку, длиною аршин и более. В одно время у меня порвалась, и так нога распухла, никаким образом ходить невозможно. Бывает жар и лом. Летом почти всякий человек ходит на костылях, они за счастье признают, ежели она будет летом, потому что она любит тепло, а холод очень вредно. И под осень лежат много в постелях.


8. из состоявших при нем российских войск 100 человек хивинский хожа сохранил скрытным образом, отослал в Бухарию, к бывшему там хану Абалфаису. Оный хан имел их в милости, вручил им ханский двор; кои содержали караул на том дворе, и оный хан без русских никуда не выходил и не отъезжал, для того что дал им большую доверенность. Одного пожаловал из них топчибашею, то есть полковником; дал ему наименование каплан. Приходящие в Бухарию татары, чуваши и прочие просили каплана, чтоб их называл русскими, и так под российским именем их было около 500 человек


9. Трукмяне желают подданства российского. В бытность же мою в Бухарии приезжали из Майшлака 104 трукмяне; сказывали мне, что желают в российское подданство: дали челобитную бухарскому послу мулле Ирназару для поднесения нашей Российской Государыне и просят, чтобы на оном Майшлаке соизволила высочайше приказать построить город российского владения,


10. Как в Бухарии, так и во всех того владения местах сидят (vh: гонят) вино из черного, сухого зюму, всякий для себя и на продажу. И из проса делают рагу, а особливо кашкарцы во всегдашнем находятся пьянстве


Про Китай

11. И буде жена не полюбится мужу, то скажет, что «мне тебя совсем не надобно», и буде дом собственный его, то жену из него выгоняют, после чего дни через два или три женится на другой. И ежели в том несогласие дойдет до суда, то и суд скажет, что, ежели жена не полюбилась, можно жениться на другой. И женщины с мужьями обходятся так же. Буде любит ее муж и сверх чаяния увидит с любителем обращающеюся, то и говорить не смеет, опасаясь, чтоб не отошла прочь. Там женска пола больше, ежели мужского.


Метки: , , ,