четверг, 5 сентября 2013 г.

Любовь под стенами пирамид: рецензия на спектакль «Аида» МЕТ Оперы

Вершина творчества Джузеппе Верди, опера «Аида», по воле случая написанная по заказу Египетского правительства, была показана во вторник, 3 сентября в рамках Летнего театрального фестиваля. Зрители смогли насладиться величием и пронзительной нежностью этой великой постановки.


«Аида» - опера, заказанная Джузеппе Верди правительством Египта, чтобы таким образом отметить открытие Суэцкого канала, - считается одной из самых великих в творчестве итальянского мастера. Сценарий оперы был предоставлен Египтом, но Верди согласился лишь на второй раз. Для написания либретто был приглашен итальянский писатель Антонио Гисланцони, который как раз и прославился этой работой. «Аида» была поставлена в Каире в 1871 году. Египтяне были в восторге от работы великого композитора.


Сюжет оперы получился невероятно печальным. Во время войны с Эфиопией Египет назначает начальника дворцовой стражи Фараона Радамеса полководцем войск. Рамадес взаимно влюблен эфиопскую царевну Аиду, которая теперь оказалась рабыней и скрывает свое настоящее происхождение. Но Амне́рис (дочь египетского фараона) также влюблена в Радамеса и, догадываясь о своей сопернице, пытается выведать у него эту тайну. Мечтая о славе полководца, Радамес решает попросить фараона подарить ему Аиду, как только он вернётся триумфатором. Аида разрывается между чувствами к Радамесу и любовью к родине.



Вернувшийся с победой из Эфиопии Рамадес случайно проговаривается Аиде о пути, свободном для прохода войск Эфиопии. Аида специально это подстраивает, чтобы рассказать все своему отцу – правителю Эфиопии, который также, скрывая свое положение, попал в плен. Об этом разговоре узнают Амне́рис и верховный жрец Рамфис, которые и обвиняют влюбленного полководца в предательстве и посредством суда приговаривают его к погребению заживо. Аида также проникает к своему любимому в гробницу, чтобы умереть вместе с ним. Оба стоят под крышкой гроба, прося богов о счастье на небе.


Вся эта печальная история любви и предательства проходит под декорацями из огромных помпезных египетских архитектурных элементов. Здесь есть и огромные каменные стены, высотой со сцену статуи богов, и др. Актеры кажутся песчинками на фоне этих монументальных сооружений.


В кинотеатре СИНЕМАПАРК DeLUXE в рамках Летнего театрального фестиваля была показа постановка Сони Фрисселл, впервые поставленная в 1988 году. И сегодня именно к «Аиде» тянутся лучшие силы – на весь мир Метрополитен транслирует спектакль с участием самого харизматичного Радамеса наших дней, Роберто Аланьи, и самой царственной Амнерис, Ольги Бородиной. Так же роли Аиды в Мет дебютирует еще одна наша практически соотечественница – украинская певица Людмила Монастырская, обладательница роскошного сопрано и поразительного актерского таланта. За дирижерским пультом – Фабио Луизи, главный дирижер Метрополитен Оперы.



Также одна из особенностей «Аиды» – два хореографических номера в постановке Алексея Ратманского, обновившего три года назад танцы в старом спектакле. Классические балетные па отлично поддерживают полагающийся «Аиде» статус «большой оперы» и делают зримыми блестящие музыкальные акценты. За дирижерским пультом – Фабио Луизи, главный дирижер Метрополитен.


Собрав весь свет сегодняшней оперы, Фрисселл удалось получить такой же помпезный и величественный спектакль, каким об был в оригинале. Невероятные страсти разворачиваются под мощными огромными декорациями, лучшие режиссер и музыканты безупречно исполняют свои партии. Голоса певцов как раз подстать по мощи каменным стенам вокруг. Как и во времена Верди, в «Аиде» используются самые высокие театральные технологии своего времени, создавая все это величие. Так опера, написанная «по заказу», к случаю, стала одной из самых великих, показы которой в Метрополитен Опера, за всю историю исполнения, перевалили уже за 1100.