Во всяком случае так кричали советские критики 20-х годов!
Он успел стать лауреатом многих государственных премий, он оформил музей Ленина, он отсидел в ГУЛАГе.
Предлагаю вашему вниманию фотографии этого гениального фотографа, и историю его жизни.
История русской фотографии, как и вся история русской культуры, на протяжении XX века была подвержена трагическим катаклизмам. Искусство фотографии быстро и мощно развивалось в России в конце XIX начале XX века. В это время российские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. Среди различных стилистических направлений, распространенных в российском фотоискусстве того времени, пикториальная фотография пользовалась особой популярностью. Пикториализм с его ориентацией на живописные каноны, установкой на непредсказуемость и уникальность фотоотпечатка, получаемого в ходе сложной технологической обработки негатива и позитивного изображения, был удивительно созвучен атмосфере «серебряного века» и мистическим умонастроениям, столь характерным для России на рубеже веков.
Александр Гринберг был одним из самых ярких и талантливых выразителей этого стиля. В его работах поэтичность сочеталась с виртуозным владением техникой фотообработки. Он любил экспериментировать с фотопроцессами. Стремясь к совершенству, бесконечно варьировал и нюансировал одни и те же сюжеты и композиционные построения, добиваясь в своих фотографиях небывалых возможностей передачи эмоциональных состояний персонажа и окружающей среды. С 1910 по 1930 год его работы выставлялись почти на всех крупных фотосалонах и завоевали нескольких призов на международных выставках в Европе, Азии и Америке.
Он родился в конце XIX века в Москве, закончил физико-математический факультет МГУ и Строгановское художественное училище. В начале XX века он увлекся фотографией, в 1907 году стал членом Русского фотографического общества.
Александр Гринберг участвовал в Первой мировой войне, несколько лет провел в немецком плену, в Гражданскую войну воевал на стороне красных. В 1920-е годы и первую половину 1930-х он активно работал как фотограф и кинооператор. Гринберг в совершенстве овладел сложнейшей техникой благородной печати, поражающей современников и потомков виртуозностью исполнения. Он использовал методики масляной обработки отпечатков, постоянно экспериментировал.
В конце 1920-х годов началась травля представителей старой фотографической школы. Досталось и Гринбергу — его фотографии получили ярлыки «упадочные» и «социально импотентные», его осуждали за работу с обнаженной натурой, с «красивыми, бесполезными самками». «Когда дешевую символику пытаются выдать за образ — ничего, кроме пошлости, не получается», — писала о работах мастера «Литературная газета» в мае 1935 года. «Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга — яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков», — писал в том же 1935 году ведущий фотокритик Межеричер (кстати сказать, в 1937 году репрессированный как «троцкистский вредитель»).
В 1935 году, несмотря на постоянные нападки, позиции Александра Гринберга были довольно сильны. В январе он был награжден Почетной грамотой ЦИК СССР, позднее его пригласили на работу по оформлению Музея Ленина — очень почетное и ответственное по тем временам задание. Но 15 января 1936 года, на следующий день после окончания работ в музее, он был арестован по сфабрикованному обвинению в распространении порнографии, а 28 марта того же года осужден Особым Совещанием НКВД на 5 лет лагерей.
Гринбергу повезло — в 1939 году за ударную работу он был освобожден и, хотя клеймо «бывшего заключенного» осталось за ним надолго, смог вернуться в Москву. Даже в военные годы он не покидал столицу, зарабатывая на жизнь съемкой портретов.
На фотографическое поприще Александр Гринберг вступил в пору расцвета русского фотопикториализма. Тогда блистали имена Николая Петрова, Сергея Лобовикова, Анатолия Трапани, Сергея Саврасова. Гринберг в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах - мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения.
Эти фотографии превосходно вписывались в стилевые сплетения модерна. Фигура в портретах уплощалась, линия пела изысканную мелодию, моделируя формы. В пейзажных снимках предметы растворялись в мареве среды, а свободная композиция настраивала зрителя на лирический лад. Живописная манера помогала опоэтизировать натуру, пробуждала мечты о прекрасном мире, в который обращала обыденную реальность, а орнаментальность и декоративность заключали фотографические образы в раму Искусства.
Молодой Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия). На развитие его творческих принципов повлияла тесная близость к практике кино и работа кинооператором на известных киностудиях. Он и здесь заявил себя недюжинным мастером, почти десять лет (с 1922 года) занимал кафедру киносъемки в Гостехникуме кинематографии (будущий ВГИК), воспитал немало учеников.
К середине 30-х годов Гринберг отказывается от ромойлей и приходит к выводу: творческое начало в фотографии может выражать себя и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею "чистой фотографии" (выражение принадлежит ему) и вводит понятие в обиход. Идея эта созревала еще раньше, в пору работы над фотографическим воплощением "искусства движения". Тогда, в середине 20-х годов, в Государственной академии художественных наук был создан Фотокабинет, вокруг которого группировались фотохудожники старой школы, и среди них Гринберг.
Перед ними стояла задача - с помощью фотографии создать транскрипцию движения в танце. Интерес к этой проблеме был связан с приездом в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан с ее школой свободного танца. Работы фотохудожников демонстрировались на выставках "Искусство движения", всего их было четыре. Выставлялись там и фотографии Гринберга - обнаженная натура. Здесь он достиг совершенства и, пожалуй, не имел соперников в выражении идеального женского образа. На снимках Гринберга модели полны истомы, они как обещание блаженства и неземной любви. В них нет роковой страсти, духовное не противостоит телесному, но находится в гармонии с ним. Гармония этих начал более всего занимала мастера, и потому его женские образы столь полнокровны. Итоги двадцатилетней работы мастера были представлены на знаменитой выставке "Советская фотография за 10 лет" - 51 снимок. Авторитет Гринберга был в то время столь высок, что он вместе с известнейшими деятелями искусства входил в жюри выставки.
Александр Данилович умер в 1979 году в возрасте 94-х лет, пережив как своих поклонников, так и хулителей, как сторонников пикториализма, так и его яростных критиков. Он немного не дожил до возрождения интереса к художественной фотографии первой половины XX века, которая происходит в России и во всем мире. В наши дни интерес к творчеству талантливого фотомастера растет с каждым годом, его работы печатаются в книгах и журналах, участвуют в выставках, служат образцом для молодых (и не очень) фотохудожников.
Несколько фотографий автора в которых не затронута тема НЮ
Сам Александр Гринберг с одной из своих моделей
Текст взят тут