воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Недорепортаж из негостеприимно закрытого для фотографов Музея города Владикавказ

Те, кто читает мой блог с начала, знают, что Владикавказ - один из моих любимых городов на Северном Кавказе. Все первые мои фотозаписи в блоге были посвящены ему, его истории и искусству. В т.ч. искусству осетинских художников, картины которых с разрешения я фотографировал в Художественном музее им. Туганова (что сейчас, кстати, запрещено). Четыре года назад я побывал и в музее города. Он выглядел удручающе, как старый советский музей, но весь негатив сгладила его сотрудница, доброжелательная женщина, которая не только разрешила сделать фотографию на зеркалку, но подробно рассказала как об экспозиции, так и о других местах в республике, которые мне, по её мнению, было бы интересно посмотреть и зафотодокументировать. Из музея я вышел воодушевленный, с картой, пожелав музею скорейшей реставрации и пообещав вернуться после ее окончания.

Прошло четыре года, и вот этим летом я наконец прочитал в новостях, что музей открыт "после многолетнего капитального ремонта. Сегодня его двери распахнулись для каждого жителя республики. В фонде музея около тридцати экспонатов. Выставка включает в себя два самостоятельных раздела: «Редакция и типография газеты «Терек» и «История Владикавказа с древнейших времен до середины 20 века»". Несмотря на то, что у меня не было планов посещения Владикавказа, я решил заехать туда, и выполнить своё обещание.

Музей изменился. Но изменились и люди.


- Можно я сфотографирую интерьер музея, - спросил я на кассе, - сколько это будет стоить?

- Можно, фотографируйте бесплатно.

Отхожу, достаю фотоаппарат из сумки.

- Молодой человек, что вы делаете?, - спрашивает меня другая дама у двери.

- Это фотоаппарат, я сделаю несколько снимков.

- Зачем?

- В смысле "зачем?" Для себя, и может другим покажу.

- Не надо ничего другим показывать. Уберите технику.

- Странно, первый раз такое встречаю в музеях на Кавказе. Неужели не хотите популяризировать музей города?

- Нам это не надо. Нас и так хорошо знают.


Я убрал фототехнику и мы прошли в залы, где сотрудница внимательно смотрела, чтобы я не вытащил зеркалку. Экспозицию я осмотрел мельком, в итоге сделав лишь несколько снимков на мобильник, который у меня ни разу не айфон.


Музей, конечно, изменился. Вместо советской экспозиции и рассказе о крепости, которая была построена Российской империей для завоевания горцев, представлена, я бы сказал, неоднозначная экспозиция, о городе осетин, которые, похоже, гордятся Ермоловым и самым крупным предприятием города - Электроцинк, который, если верить местным новостям, травит горожан постоянными выбросами в атмосферу, а налоги с прибыли уплачивает в другой регион.


Несколько фотографий, что у меня получилось.


1. Технически музей, конечно, хорош. Хотя мобильник, увы, это передать не может.



2.


3.


4.


5. Диорама А.Джанаева, "Вхождение частей 11-й Красной Армии в г. Владивкавказ 23 марта 1919 г.".



В 2010-м я сделал три записи в блоге по картинам А.Джанаева. Тогда их фотографировать во Владикавказе еще разрешали.


7. Раздел, посвященный газете "Терек", почти не изменился. Разве что появились новые вырезки.

Среди прочих - о видной роли казаков против "мусульманского востока".



8. Отдельный стенд посвящен Ермолову. Висит его портрет и под ним его слова:



9. Ниже списки жителей:



Здесь мне хочется дать историческую справку, с http://www.ossetia.ru/ir/history/de tail.php?ID=1613



Массовый переход осетин на плоскость начался только с 1803 г., когда вторично, и на этот раз окончательно, были восстановлены на территории Осетии Владикавказская крепость и военные укрепления: Потемкинское, Григориополисское, Камбилеевское и Елизаветинское. Эти мероприятия царской администрации непосредственно вытекали из условий соглашения, подписанного представителями осетинского народа с царскими властями, а главное — из самой сущности колониальной политики царизма на Кавказе.


Первый массовый этап выселения осетин с гор продолжался до 1816 г. Выселение происходило, в основном, из Тагаурского ущелья. Началом второго этапа массового переселения послужил план генерала Ермолова о перенесении Военно-Грузинской дороги с правого берега реки на левый. Для осуществления этого плана нужно было обезопасить левобережную часть Владикавказской равнины. Наместником Кавказа было принято решение — очистить эту территорию от остатков антирусски настроенных горских (кабардинских) феодалов и заселить ее относительно «спокойными» осетинскими аулами. Поэтому в 1822 г. по приказу Ермолова комендант Владикавказской крепости полковник Скворцов разделил всю левобережную часть Терека на участки и указал представителям Дигорского, Алагирского, Куртатинского и Тагаурского ущелий земли, где можно селиться. [...]


Правобережье Терека несколько раньше было отдано во владения тагаурским феодалам Дударовым. К перераспределению этой значительной площади Ермолов намеревался приступить после переноса Военно -Грузинской дороги с правого берега Терека на левый. Накануне переселения осетин на указанные земли Ермолов объявил, что «выселившиеся из гор осетины равномерно должны быть как подданные российские ограждены от всяких утеснений со стороны прочих народов под защитою нашею»; кроме того, осетины были освобождены от платы кабардинским князьям за пользование землей на равнине.


Осетинское население, испытывавшее острую нужду в земле, устремилось на равнину. Вскоре у массового переселения появились свои «организаторы». Ими оказывались, как правило, представители «верхов», а также отдельные состоятельные лица. Они же становились и «первопереселенцами», «основателями» новых аулов и поселений, которые назывались по их имени. На этом основании осетинские феодалы впоследствии считали землю своей собственностью, а жителей поселения — зависимым населением.



10. Особый интерес - старые фотографии.



11.



12.



13.



14.



В последние годы, эти места, берег Терека, застроены многоэтажками. Коммерция убила исторические виды города. А отношение в музеях, увы, убивает желание посещать и их.


Tags: владикавказ, кавказ, мои недоотчеты, музейное, северная осетия