воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Эльбрус, Восточная вершина. Август 2013

Как известно, в августе 2012 г. я отправился на восхождение по южному склону на западную вершину Эльбруса, но из-за весьма плохой погоды пришлось отступить и отложить данное мероприятие на следующий год. Пост о попытке прошлого года находится тут

На август 2013 было запланировано восхождение на восточную вершину Эльбруса с севера. План маршрута был таков: поезд до Кисловодска, затем пеший недельный переход Кисловодск – Джылы-су с посещением окрестных гор, затем восхождение на Эльбрус. С билетом на прямой поезд до Кисловодска, как обычно бывает в курортный сезон, возникли проблемы – за 40 дней до отъезда билетов в плацкарт уже не было, поэтому пришлось ехать с пересадками и с заездом на черноморское побережье. Сначала я добрался до г. Туапсе, который расположен на побережье, там у меня была пересадка на поезд Адлер – Минеральные воды, а так как надо было ждать этот поезд около 7 часов, то я это время решил провести на берегу моря.

01.

На пляже в г. Туапсе

Вечером 1 августа сел в поезд до Минеральных вод, по приезду мне предстояло сделать еще одну пересадку на электричку до Кисловодска.

02 августа 2013, день первый.

В Минеральные воды приехал 2 августа в 04:29 (время московское), через десять минут отправлялась первая электричка на Кисловодск. До Кисловодска ехать около 2-х часов. В Кисловодске я взял такси до выезда из города, так как если бы добирался общественным транспортом, то я не успел бы на автобус до поселка Кичи-Балык. В поселке Кичи-Балык начиналась пешая часть маршрута – около 100 километров до Эльбруса. Выйдя из автобуса я по дороге стал подниматься на перевал к обсерватории. Не доходя трех километров до обсерватории мой план немного изменился, так как остановилась машина из Кабардино-Балкарии и водитель предложил подвезти до Джылы-Су. Я не стал отказываться, все-таки такой вариант лучше, чем изматывающий стокилометровый пеший переход с рюкзаком весом 35 кг. По пути мы часто останавливались на трассе чтобы сфотографировать открывающиеся панорамы.

02.

Эльбрус с расстояния около 100 километров

03.

04.

Добравшись до Джылы-Су, я попрощался с водителем и отправился на поляну Эммануэля, где планировал сделать ночевку. Расположился не доходя до поляны около 500 метров. Лагерь разбил на высоте 2 547 м., рядом с источником «Белый нарзан». Этот источник мне особо понравился – вода с приятным вкусом, да и к тому же сильногазированная. Очень хорошо пить в жаркий августовский день. Попробовав нарзаны, я примерно через час занялся приготовлением завтрака. Съел 500 г. копченой рыбы, купленной еще на замечательной станции Котельниково, 200 г. хлеба и половину плитки шоколада, все это запил зеленым чаем с лимоном, который был сделан на воде из нарзана.

05.

После завтрака я решил осуществить прогулку налегке по окрестностям и набрать высоту до 3 000 м., а затем спуститься обратно в лагерь. Все это мероприятие заняло около 5 часов.

06.

07.

В лагерь вернулся в 15:30, открыл палатку, взял чистую одежду и пошел купаться в нарзанном источнике. Пока я принимал нарзанные ванны на мои припасы был совершен налет сусликов, которые украли у меня полкило конфет и посягали на пакет с сухофруктами.

После того как я пришел, были разогнаны все окрестные суслики. Причем они были весьма рассержены из-за такого поворота событий и раздраженно свистели на меня.

08.

09.

10.

Ближе к пяти часам вечера я занялся приготовлением ужина. На ужин решил сготовить себе суп из 200 грамм макарон и пары пойманных сусликов банки говяжьей тушенки, заодно чтобы и на завтрак осталось. Поев суп, выпил чай с парой конфет, а затем ушел в палатку дремать. К вечеру погода заметно стала портиться, пошел град. Когда же погода более менее улучшилась, я вышел из палатки на прогулку по округе вновь, но из-за то начинающегося, то прекращающегося дождя далеко я не ушел.

11.

Река Малка

Метеоусловия на 02.08.2013; 20:31

Кучево-дождевая облачность, нижняя граница 2 850 – 3 000 м., видимость около 4-6 км, Эльбрус полностью затянут, ветер восточный слабый. Влажность 63%, температура +9.2С, дождь с градом.

3 августа 2013, день второй.

Проснулся в 7 часов утра. Утро было весьма прохладным – температура +13С. Ночью температура опустилась до +2.3С. Погода была отличной, редкая облачность, солнечно, отлично виден Эльбрус. Сегодня был запланирован подъем в альплагерь на высоту 3 750 м., поэтому быстро позавтракав, я не стал затягивать со сборами.

12.

Лагерь был собран примерно к 8:30 утра, впереди затяжной подъем. Дорога в целом не сложная в сухую погоду, но все-таки с рюкзаком весом 35 кг все существенно осложнялось. По пути познакомился с двумя парнями из Волгограда, которые первый раз шли на Эльбрус. Разговорившись с ними решили идти вместе. По пути попали под снегопад, а как только тучи отступили внизу наблюдал радугу между двумя озерами.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Примерно в половине шестого прибыли в альплагерь и принялись за установку лагеря. На завтра был запланирован акклиматизационный выход на высоту 4 200 м.

20.

21.

22.

Уже ночью, так как погода была ясной, я вышел из палатки посмотреть на звездное небо, так оно на тех высотах уже не такое как внизу, на равнине. В прошлом году довелось созерцать его всего несколько минут, а потом все затянуло. В этот же раз мне повезло – в моем распоряжении была целая ночь. Когда выходишь из освещенной палатки, то небо сначала из себя представляет огромное количество звезд над головой, а потом, когда уже глаз достаточно привыкнет к темноте, постепенно начинаешь различать различные краски, млечный путь перестает быть белой полосой звезд, которая наблюдается с равнины; на высоте он приобретает тусклый фиолетовый оттенок. В этом году я не поленился его сфотографировать, качество конечно не ахти, потому что не было соблюдено ни одно из правил съемки звездного неба.

23.

Параметры съемки: ISO 1350, f/3.4, 40 sec

04 августа 2013, день третий

Утро было ясным и легкий ветер. Ночью температура опустилась до -12.4С. Утром я продолжил знакомство с товарищами из Волгограда, с ними порешали, что пойдем вместе до вершины. Перекусив, связались в связку и отправились на высоту 4 200 м., а затем спустились обратно в альплагерь на 3 750 м. На завтра запланировали выход на 4 700 м.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Панорамный снимок, 52 кадра, фокусное расстояние 300 мм. Смотреть в большем разрешении

В альплагере царила уютная обстановка, альпинисты из Великого Новгорода взяли с собой гармошку и пели различные песни.

Поговорив с другими альпинистами мне сказали, что сегодня вечером ожидается сильный ветер, с порывами до 50 м/с (180 км/ч). И в правду, к вечеру поднялся ветер и с каждым часом он становился все сильнее.

32.

После заката ветер усилился. Моей палатке порвало две штормовых оттяжки, по началу я думал, что они перетерлись о камни, но когда вышел налаживать, то выяснилось, что порвались они не от того что перетерлись, а от мощного порыва ветра. Всю ночь из-за ветра не мог уснуть, заснул лишь к 5 утра.

05 августа 2013, день четвертый.

Проснулся примерно в 8 часов утра, ветер дул всю ночь и стихать не собирался. Акклиматизационный выход решили перенести ближе к обеду, если будут улучшения с погодой. Покуда ждали улучшения погоды я решил прогуляться по альплагерю и его окрестностям.

33.

39.

40.

41.

Ближе к обеду ветер ослабел и мы приняли решение делать акклиматизационный выход на 4 700 м. Опять связались связку и пошли. По сравнению со вчерашним днем, шли раза в два быстрее, при этом не испытывая усталости.

По возвращению в альплагерь поступила информация, что в ночь с 06 на 07 августа будет окошко и благоприятные условия для восхождения. Поэтому мы решили не терять такой возможности и выходить в ночь с 06 на 07 августа, хотя изначально планировалось выдвигаться в ночь с 08 на 09 августа.

06 августа 2013, день пятый.

Утро было прекрасным – слабый ветер, ясно. Информация о том, что будет улучшение погоды подтвердилась. Весь день был проведен в альплагере и посвящен поеданию запаса провианта, прогулки по округе, купанию в ледниковой воде, прямо на леднике. День прошел весело, вечером легли поспать перед ночным штурмом вершины.

42.

Седловина крупным планом

43.

Водные процедуры

44.

07 августа 2013, день шестой. Штурм восточной вершины.

Предстояла тяжелая ночь. Вышли из альплагеря глубокой ночью, на леднике связались в связку, включили фонари и начали восхождение. Над головой звездное небо с тысячами звезд, глаз постоянно замечает десятки падающих звезд. Идем средним темпом, на каждые пройденные 1 000 метров передых 10 минут. Рассвет встречали выше средних скал Ленца, примерно на 5 000 м. Зрелище невероятное, глазу становиться непривычно, ведь там исчезает привычная прямая линия горизонта, а вместо нее ты видишь небольшой изгиб планеты.

45.

46.

Все шло хорошо до отметки высоты 5 100 м., здесь горная болезнь добралась до замыкающего в связке, поэтому совместно решили, что ему лучше идти вниз, чтобы не стало еще хуже, а затем продолжили путь вдвоем. Ближе к высоте 5 200 м. я стал вести товарища, который шел за мной в связке, словно на буксире – горная болезнь стала настигать и его. Сделали большой передых. По виду товарища было ясно, что ему не очень хорошо, поэтому я ему предложил спускаться вниз, пока хуже не стало, но все-таки амбиции и его тяга к вершине оказались сильнее и он решил идти дальше, но уже без связки. В физическом плане довольно тяжелым был финальный штурм вершины – от верхних скал Ленца до скал Фрешфильда. Кто-то шел в лоб, кто-то серпантинами набирал высоту. Я комбинировал оба типа набора высоты. Наконец мы вышли на вершину, вдалеке виднелся кусок черного моря (легко опознать по контрастной дымке), взору открывается панорама Главного Кавказского Хребта, вид на Ушбу, Безенгийскую стену. Впечатления не описать словами, там надо находиться самим, чтобы прочувствовать это на себе.

47.

48.

49.

Восточная вершина

50.

Точный автор фото к сожалению неизвестен

51.

52.

г. Ушба, Грузия

53.

54.

В левой части кадра на горизонте г. Казбек, в правой части - Безенгийская стена

55.

На вершине мы провели около часа, а потом, вместе с дошедшим товарищем приступили к медленному спуску. Во время спуска товарищу стало совсем нехорошо и его пару раз вывернуло, позже, через средние скалы Ленца он шел облокотившись на меня. По пути встретили группу из Испании, они поинтересовались что случилось, на английском я им объяснил, что с товарищем, на что они ему дали какой-то небольшой пакетик с желейным содержимым и воды. Поблагодарив мы пошли дальше, минут через 30 товарищу стало лучше и он смог идти самостоятельно. Прибыв в лагерь нас поздравляли с вершиной. Обменявшись координатами с теми, с кем поднимался и спускался, а потом отправился спать. Вечером скромно отпраздновали восхождение. Недошедший товарищ из Волгограда пообещал, что на следующий год он вернется и возьмет вершину.

56.

57.

Я так же не поленился набрать образцов с вершины в свою минералогическую коллекцию

58.

59.

60.

61.

08 августа 2013, день шестой.

Рано утром попрощался с товарищами из Волгограда. Сам же я был все в сомненьях, остаться в лагере еще на ночь и все просушить или же сброситься вниз на поляну Эммануэля. Когда ходил на ледник за водой, то разговорился с ребятами из Черкесска, как выяснилось они меня видели 02 августа на дороге в Джылы-Су, в момент когда я поднимался на перевал. Позже выяснилось, что они сбрасываются вниз тоже сегодня, решили идти вместе, чтобы веселее было. Вышли из альплагеря примерно в 16 часов дня, шли по дороге через «Грибы» вниз. На «грибах» нас застал дождь. Все бы ничего, если бы не дальнейший крутой сброс к Немецкому аэродрому, который превратился в грязевой каток – улететь можно было хорошо и с последствиями. На поляну Эммануэля спустились уже затемно. Ребята грузились в свой УАЗик, ну а я выбирал место для сегодняшней ночевки, но ночевать мне там не пришлось. Загрузившись в машину ребята позвали меня ехать с ними шестым человеком. Где-то к 02 часам ночи 09 августа я прибыл в Кисловодск, где заночевал на вокзале.

62.

Грибы

63.

64.

09 августа 2013, день седьмой.

После ночевки на вокзале я сдал свой рюкзак в камеру хранения, купил билет на вечерний поезд от Минеральных вод до Адлера и заодно билет на электричку от Кисловодска в Минеральные воды, а потом отправился гулять по Кисловодску.

65.

74.

75.

76.

Нагулявшись по Кисловодску я уехал в Минеральные воды, откуда уже сел на поезд до Адлера. 10 августа 2013 я прибыл на черноморское побережье, пересек границу с Абхазией и отправился на Западный Кавказ, но это уже совсем другая история.

Итоги поездки:

Затраты на 1 человека:

Билет до Туапсе – 3 038 р.

Билет Туапсе - Минеральных вод – 546 р.

Электричка Минеральные воды – Кисловодск – Минеральные воды – 186 р.

Такси до выезда из Кисловодска – 100 р.

Автобус Кисловодск – Кичи-Балык – 21 р.

Билет Минеральные воды – Адлер – 1 005 р.

Билет от Адлера – 3 100 р.