Часть I. Круг над Хабаровском, или отказ двигателя Часть II. Перелет Хабаровск – Комсомольск Часть III. Жизнь Комсомольска-на-Амуре в цифрах и фотографиях Часть IV. Новые корветы на Амурском судостроительном Часть V. Сборочный цех Гражданских самолетов Сухого Часть VI. Речка Силинка и поселок Горный Часть VII. Солнечный, перспективы ГОК и военная техника Часть VIII. В закат по дороге с облаками 112 За посещением АСЗ в программе значилась съемка передачи «Час с губернатором» прямо в сборочном цехе ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Предприятие это оставляет обособленную часть авиастроительного завода КнААЗ, поэтому автобус повез нас на Дзёмги. Я, разумеется, не мог не включить в подборку фотографию двухэтажных деревянных домов второй половины 1930-х годов. По ним, кстати, раньше можно было судить о весьма основательном для своего времени подходе к созданию инфраструктуры для строителей и работников авиационного завода. В отличие от той части города Юности, что вырастала вокруг судостроительного завода, тут преимущественно обходились без землянок и шалашей даже в первые годы. Надо будет все-таки как-нибудь найти время, будучи в Комсомольске, погулять с фотоаппаратом по Дзёмгам, об архитектуре которых мои знания носят в основном теоретический характер.
113 Уже за проходной завода нас встретил памятник самолету Ли-2 (советской копии знаменитого американского DC-3), выпускавшемуся на КнААЗе уже после окончания Второй мировой войны.
114 Один из нескольких заводских транспортных Ан-12 на стоянке аэродрома двойного базирования: его взлетно-посадочные полосы используются как КнААЗом, так и развернутой тут же истребительной авиацией авиабазы Дзёмги (в недавнем прошлом здесь базировался истребительный Таллинский авиаполк, получивший свое имя еще в Великую Отечественную). Кроме того, этот аэродром используется для взлета и посадки правительственных чартеров вроде того рейса, на котором мы в тот же день прибыли из Хабаровска.
115 К счастью, несмотря на связанные со сменой борта задержку и изменения в программе мероприятий, обед все-таки состоялся. Покормили журналистско-блогерскую братию в столовой при заводоуправлении – одной из множества, обслуживающих многотысячный завод-гигант.
116 Обед (а в следующий день еще и ужин) были на уровне очень приличного кафе, что вызвало в итоге появление благодарственных записей в книге отзывов, жалоб и предложений. После многочасовых забегов и приключений не стоит удивляться приобретенному аппетиту, а затем и умилению, возникающему в организме при удовлетворении настоятельных требований желудка. :)
117 Огромный корпус цеха окончательной сборки ГСС, именно тут рождаются новые российские региональные самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100).
118 Внутри цеха одновременно собирают шесть самолетов. Думаю, это здорово ограничивает скорость выпуска лайнеров, на которой, несмотря на определенные сложности, все же размещено столько заказов, что завод загружен на долгие годы вперед.
119 Трубовентиляторный двигатель SaM146 с тягой 7740 кгс – один из двух, висящих под крылом лайнера. Производятся они компанией PowerJet – совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской Snecma.
120 Здесь можно разглядеть очень интересную деталь – небольшой воздушный винт, способный при помощи набегающего потока воздуха привести в движение аварийный генератор. Его предполагается использовать тогда, когда все другие источники электроэнергии на борту по тем или иным причинам выйдут из строя. В этом случае пилоты выдвигают ветродвигатель из корпуса посредством специального пневмоцилиндра, работающего от находящегося в небольшом баллоне сжатого воздуха. Конечно, запитать все системы лайнера по такой схеме невозможно, она служит главным образом для обеспечения аварийной радиосвязи.
121 Шины «Мишлен» – лишнее свидетельство тесной международной кооперации. :)
122 Чуть в стороне были развернуты стенды, иллюстрирующие этапы становления SSJ-100.
123 Часть цеха освободили для съемок выпуска передачи «Час с губернатором». Я попытался для фотографирования производства и самолетов забраться под крышу по имеющимся трапам, но заводское руководство запретило, мол, на это требуется разрешение Москвы. Позднее, правда, уже в июле мне выпала возможность весьма неплохо познакомиться с цехами КнААЗа и увидеть многие этапы производства SSJ-100. Подробный альбом на эту тему, впрочем, мною пока только планируется.
124 Съемкам передачи порою весьма ощутимо мешал мощный рев двигателей проносящихся в небе новеньких боевых «сушек», проходящих заводские испытания.
125 Кстати, в 2014 году планируется передать заказчикам уже порядка 60 лайнеров SSJ-100; все они неизбежно пройдут через скрытые тут огромным баннеров ворота этого цеха.
126 Самолет с заводским номером 95028 уже выкачен на летное поле и, вероятно, проходит испытания перед тем, как его передадут покупателю.
127 Уже утро следующего дня, которое я встретил у знакомых, живущих на окраине 66-го квартала. Планировка уличной сети Комсомольска позволяет легко обмануться слабо знающим город. Через упомянутый квартал проходит Аллея Труда – та самая, в начале которой находится проходная АСЗ, а чуть ближе стоит здание городской администрации. Именно в нем было запланировано совещание губернатора с депутатами городской думы. Казалось бы, можно было рвануть и пешком, но знакомые меня отговорили от этой авантюры, к тому же дул достаточно прохладный ветер с Амура.
128 В итоге я перенесся к площади Юности за семь минут и 15 рублей на автобусе 11 маршрута. Стоит обратить внимание на стеклянную пластину, прижатую к одному из окон. Такая нехитрая конструкция позволяет в холодном климате предохранять от замерзания небольшой участок окна, дающий возможность ориентироваться в пространстве как пассажирам, так и кондуктору.
129 Перестраховавшись, я приехал слишком рано, поэтому нашлось время побродить немного с фотоаппаратом.
130 Площадь Юности перед дворцом культуры Судостроителей. Вопреки типичному позднесоветскому облику здания, центральная часть ДК была построена еще в 1944 году. Однако предусмотренные проектом крылья были пристроены лишь тридцатью годами спустя, одновременно оказалась реконструирована (внешне не в лучшую сторону) и центральная часть. В современном своем виде ДК открыл свои двери в 1975 году.
131 На площади в марте стояли ледяные скульптуры. Судя по климату, стоять им оставалось еще не меньше месяца.
132 Остались и следы празднования Нового года – как ледяное же поздравление, так и основание праздничной елки.
133 Тротуары вдоль парка Судостроителей неплохо почистили, но высокие снежные брустверы красноречиво свидетельствовали о силе недавних снегопадов.
134 Напротив городской администрации (но не мэрии, как мы уже привыкли говорить в Хабаровске!) можно увидеть имена и фотографии всех почетных граждан Комсомольска-на-Амуре, включая Юрия Гагарина.
135 Небольшое панно на углу дома у пересечения улицы Пионерской и Аллеи Труда. Состояние у настенной живописи превосходное, видимо, не так давно реставрировали. Едва ли это современная работа – подобные панно были модными в 1960–70-х годах.
136 Встреча депутатов городской думы Комсомольска-на-Амуре с губернатором. Забавно, что в составе думы только одна женщина, но зато именно она и является председателем.
Ну а следующая часть альбома будет посвящена суровым красотам Солнечного района, куда мы выехали к месту проведения работы по спрямлению и очистке русла реки Силинки в целях предотвращения наводнений. |