Август по-украински Серпень, а для многих любителей авиации он наверное Самолетень :) Богат последний месяц лета на авиационные события: тут вам и День ВВС и МАКС, и многое другое. А 16 августа произошло то, чего многие давно ждали — аэропорт миллионного Воронежа распахнул свои двери перед любителями авиации. Гостями первого официального воронежского споттинга стали 22 человека из Воронежа, Липецка и Курска. Почти половина пришедших оказалась из местных СМИ. Пройдя стандартную процедуру контроля пассажиров толпа споттеров собралась в предбаннике аэропорта. Настал момент истины — все облачились в ярко-оранжевые жилеты. За окнами был перрон и стоянка самолетов. Вдалеке, в жарком летнем мареве подрагивали антенны навигационных систем.
2. Для нас подготовили площадку, прилично удаленную от полосы и рулежек. На ней предстояло провести большую часть времени.
3. Сааб 2000 воронежской авиакомпании Полет. Международный аэропорт Чертовицкое расположен в 10 км севернее Воронежа. В 2012 году обслужил 311,000 пассажиров. А во времена СССР легко делал 1100,000. География рейсов распространяется на Москву, Петербург, Ереван, Мюнхен, почти Париж и другие города. Существуют так же чартеры в Турцию, Испанию, Италию и Балканы.
4. Аэропорт имеет асфальтобетонную полосу 2300х45 м. В настоящий момент способен принимать самолёты Ту-134, Ан-148, Як-42, и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. После затянувшейся реконструкции рулежек, перрона и прочей инфраструктуры аэропорт «Воронеж» может принимать среднемагистральные самолёты типа Боинг 737 и Аэробус A320. В настоящее время здесь представлены авиакомпании: Полет, Костромское авиапредприятие, Саравиа, Ютэйр и РусЛайн.
5. Трафик в аэропорту, мягко говоря, слабый. 30-40-минутные окна между полетами заполнялись общением с нашими организаторами, а репортеры расспрашивали споттеров, как они дошли до жизни такой.
6. То и дело по дороге проносилась разная аэродромная техника. Как, например этот пожарный МаЗ-7310. В его цистерну помещается 12000 литров воды и 900 литров пенного вещества.
7. Из лафетного ствола между кабинами, машина выпускает струю воды 60 литров в секунду на расстояние до 70 метров или 36 кубометров пены на 40 метров. Экипаж машины состоит из 4-х человек.
8. Я уже рассказывал про подобные машины. Еще раз напомню о впечатляющем аппетите 39-литрового движка этого зверя: сотня на сотню :)
9. Липецкие споттеры.
10. Вполне естественно, что первый споттинг не был идеален в плане организации. Про тонкости, вполне очевидные приглашенным споттерам, заранее не спросили. А все предложения по улучшению качества мероприятия в будущем, принимали уже на месте. В конце поста я постараюсь собрать в один список все недочеты, чтобы помочь избежать их в будущем.
11. Кстати, совсем забыл. Участие в споттинге было платным. По 350 целковых. Казалось бы — не копейки, но и не те деньги, которые жаба не подпишет. Можно отдать и раз и два ради любимого увлечения. Другое дело, что это сильно отличает прошедшее мероприятие от аналогичных у нас в стране и в мире. Кто-нибудь может привести пример платного споттинга, неважно, в России или за рубежом? Мое мнение — надо наоборот давать деньги тем людям, которые своим увлечением популяризируют авиацию и все, что с ней связано!
12. Bombardier Canadair Regional Jet (CRJ) 100ER. CRJ cемейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолётов. Первый полет самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолёт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу.
13. Самолет принадлежит авиакомпании РусЛайн.
14. «Полетовский» Saab-2000 — шведский пассажирский турбовинтовой самолёт. Один из самых быстрых турбовинтовых самолётов в мире, крейсерская скорость — около 665 км/ч, сравним по скорости с турбореактивными собратьями.
15. Салон вмещает 50 пассажиров. Максимальный взлетный вес 23 тонны. Дальность полета около 2000 км.
16.
17. Ан-148-100Е — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Пробег с включенным реверсом тяги. Самолет собирают в Воронеже на ВАСО.
18. Высокорасположенные двигатели и специально сконструированное шасси создают возможность посадки на грунтовые полосы, а наличие двери-трапа позволяет осуществлять прямые перелёты между пунктами со слаборазвитой аэродромной инфраструктурой.
19. В зависимости от компоновки салона может перевозить 70-80 пассажиров на расстояние до 5000 км.
20. Внезапно, кукурузник Ан-2.
21.
22.
23. Споттинг начался в 10 утра. К часу дня все проголодались и отправились уютный зал, где могли съесть свой обед или заказать готовый набор за 150 рублей.
24. С этого же момента решили больше не ходить на поле, а наблюдать с балкона терминала. Здесь удобная точка для съемки маневров на перроне, в то время, как взлеты и посадки достаточно удалены.
25. Красивый «карандаш» :)
26. В Москву.
27.
28. А мне все пофиг — я с покоса… © Чайф.
29. Касание. Этот борт является официальным транспортом хоккейной команды ЦСКА.
30. А вот и еще одна авиакомпания: ЮтЭйр. ATR-72 франко-итальянский пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для среднемагистральных перелётов. Самолёт предназначен для перевозки до 74 пассажиров одного класса на расстояния до 3000 км и управляется двумя пилотами.
31.
32. Интересна реализация ВСУ (вспомогательной силовой установки для энергоснабжения и запуска двигателей на земле), точнее ее нет. Зато у него есть «пропеллерный тормоз», который останавливает пропеллер 2-го (правого) двигателя, позволяя таким образом турбине вращаться и обеспечивать борт электричеством и воздухом. Это избавляет от необходимости ВСУ, экономя вес и расход топлива. На техобслуживании двигатели периодически меняют местами, чтобы обеспечить равную степень изнашивания.
33. Пассажиры попадают на борт через заднюю дверь. Передняя дверь используется для загрузки багажа.
34. Трудяга TUG — аэродромный тягач. Может питаться, как соляркой, так и авиационным керосином.
35. После прилета самолет обслуживают. Выкачивают содержимое туалета.
36. Заправляют водой. Делают внутреннюю уборку.
37. Мы ждали около часа, пока этот Як-40 долетит к нам из Внуково.
38. Вот нравится мне этот самолет очень — наверное самый любимый в этом классе отечественных. Это первый в мире реактивный самолёт для местных авиалиний.
39. Этому борту уже 35 лет. Немного до пенсии осталось.
40. Самолет вмещает до 40 пассажиров и летит с крейсерской скоростью 510 км/ч. Дальность полета при полной загрузке 800 км.
Теперь о выявленных недочетах при проведении споттинга.
1. Поскольку все приходят главным образом фотографировать, то необходимо снимать «по солнцу». В нашем случае, практичнее было бы устроить площадку по другую сторону от ВПП.
2. Высота точки съемки имеет не последнее значение. Из-за рельефа местности и растительности самолеты иной раз оказываются по брюхо в траве. Какие-нибудь трапы, лестницы, да хоть кузов грузовика — уже отличное подспорье для этого.
3. Точку съемки лучше размещать спереди от места отрыва (у нас было почти так). Тоже самое при посадке. Споттеры народ терпеливый и могут выдержать неоднократный пеший марш под надзором организаторов от места касания до отрыва и наоборот. Таким образом желательно зарезервировать несколько точек.
4. Обзор статики. Пройтись вдоль стоянки было бы очень хорошо.
5. Маньякам в терминальной стадии можно показать ангары, мастерские, процессы ремонта или обслуживания вблизи. Аэродромную технику.
Вопрос к читателям. У меня иногда накапливается довольно фотографий, не вошедших по той или иной причине в основной пост. Куда их девать? Раздувать пост до 40-70 фотографий плохо. Делать второй похожий тоже. Но кому-то этот материал может показаться интересным. У меня есть группа Вконтакте, где я могу все это выкладывать. Будете там смотреть? Если да, то подпишитесь, чтобы я хоть знал, что это кому-то нужно.
Экзамены на Як-130 | Летающий Кремль Ил-96-300ПУ | Авиадартс — соревнования военных летчиков | 100 лет ВВС. Часть 1. На земле | Вторая эскадрилья Су-34 | Борисоглебская авиабаза |