пятница, 23 августа 2013 г.

Из дома герцога в Лас-Вегас: рецензия на оперу «Риголетто»

«Риголетто» - классическая опера великого итальянца Джузеппе Верди была показана в Тюмени в рамках Летнего театрального фестиваля, но только в новом обличии – режиссер сменил место действия постановки с Италии XVI века на Лас-Вегас.


Джузеппе Верди, величайший итальянский композитор, уже знаком зрителям Летнего театрального фестиваля по опере «Травиата». В этот раз на экранах кинотеатра СИНЕМАПАРК DeLUXE была показана еще одна из основных опер мастера – «Риголетто». Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Пьеса была запрещена цензурой, ведь она подрывала авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве, сотрудничавшим с Джузеппе Верди много лет. Цензура была неумолима, по ее требованию исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле — Риголетто. Обновленная премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.



Сюжет оригинальной пьесы таков: Риголетто – известный шутник с крайне острым языком. Он крутится в высшей обществе и дружен с герцогом Мантуанским. Но Риголетто понимает, что как он порой жестоко шутит над людьми, так и его никто щадить при возможности не будет, и поэтому оберегает свою дочь Джильду, разрешая выходить из ее домика в глуши, разве что в церковь неподалеку. В один прекрасный день на все общее веселье приходит граф Монтероне, отправляющий в адрес шутника проклятие за все его грехи. И это не на шутку встревожило Риголетто, он хочет поскорее увидиться с любимой дочерью. И после этого проклятия начинается самое интересное. Не хочется раскрывать все карты, но финал постановки крайне трагичен: Риголетто по ошибке убивает свою дочь. В пьесе переплетено все: месть, отцовский долг, карма, злость. Не удивительно, что опера вошла в ряды классических произведений.



В рамках Летнего театрального фестиваля зрителям была показана постановка режиссера Майкла Майера со сцены Метрополитен Опера. Главная особенность постановки – место действия. Чтобы осовременить классический сюжет, сделать его более понятным современному человеку, Майер перенес действие оперы в казино в Лас-Вегас 60-ых годов. В итоге мы видим яркие блестящие декорации, цветные пиджаки, модные прически и сигаретный дым. Мы будто попали в сериал «Безумцы», в котором почему-то все стали вдруг петь прекраснейшие партии.



Идея перенести действие трагедии про поплатившегося за все шута в казино 60-ых с его свободными нравами действительно отличная. Режиссер смог не только лучше донести до нас сюжет, но и сделал декорации «приятнее глазу». Сначала, конечно, кажется немного не сочетающимися цветной кардиган Риголетто и его партия. Но потом к этому привыкаешь и все смотрится вполне органично. Но стоило бы хоть немного переборщить с декорациями или изменить действие на сцене и все, идея оказалась бы провальной.

Сразу видно, что это обновление рассчитано на молодое поколение. Например, сидевшая рядом со мной бабушка так громко возмущалась декорациями-казино, что слышали, пожалуй, все. Опасно это, кардинально менять классические оперы.