среда, 3 июля 2013 г.

Magistra Vitae (4). Горожане в целом индифферентно относились к выборам

Да, мы продолжаем выкладывать отрывки из книги А.А. Кононенко "Тюмень на рубеже веков: город и его жители в 1900-1917 гг.". Предыдущая запись: "Magistra Vitae (3). Ни один из руководителей города не был уроженцем Тюмени". Вот что меня больше всего поражает в этой книге: как будто читаешь не про историю, а про сегодняшний день. С этой точки книга, конечно, не развлекательная, а познавательная.



Между прочим о вопросах, звучавших в прошлые разы. Кажется, pxltmn интересовался, когда открылся кинотеатр "Победа". Он открылся в 1922 году, это с точностью установил профессор В.М. Кружинов - специально для читателей ЖЖ. Теперь о конфликте Текутьева и журналиста Афромеева, на который обратил внимание bioplant . Оказывается, Алексей Максимович Афромеев личность в истории России гораздо более известная по сравнению с Текутьевым. А известен он больше всего благодаря своим "Заочным урокам теории музыки и игры на семиструнной гитаре", выдержавшим 22 издания. По его самоучителю осваивал гитару Ленин во время ссылки в Шушенском. Ну ладно, отвлеклись. Итак, продолжаем.


К портрету городской Думы


Процесс трансформации органов городского самоуправления во второй половине XIX - начале ХХ вв. в бессословные органы власти четко подразделяется на три основных периода: 1785-1869 - период действия "Городового положения" 1785 г.; 1870-1891 - "Городового положения" 1870 г.; 1892-1916 - "Городового положения" 1892 года.


Основы организации городского самоуправления были заложены в 1785 году Жалованной грамотой Екатерины II. Правом избирать и быть избранными обладали лица, достигшие 25 лет и имевшие годовой доход не менее 50 руб. В состав городского самоуправления входили "собрание общества градского", общая и шестигласная Думы, городской голова. Городское общество делилось на 6 разрядов, каждый из которых избирал определенное число гласных в "собрание общества градского". В него входило не более 20 % горожан. Оно избирало городского голову и общую городскую Думу, решавшую наиболее сложные вопросы городского управления. Общая Дума выбирала из своей среды по одному представителю от каждого разряда городского общества в шестигласную Думу, осуществлявшую постоянное руководство городом. В "малолюдных" городах вместо Дум создавались ратуши, возглавляемые городскими старостами.


Городское самоуправление носило строго сословный купеческо-мещанский характер. Его возглавлял городской голова, избранный обществом. До реформы его управление носило строго авторитарный характер, а в 1860-х гг. он уже рассматривался как служащий, подведомственный губернатору.


Общую городскую Думу избирали раз в три года. Горожане в целом индифферентно относились к выборам. Интерес к ним проявляло лишь купечество. Высшие должности замещались охотно, от низших - стремились уклониться под разными предлогами.


Городское самоуправление дополнялось сословным самоуправлением. Купеческие, мещанские, ремесленные общества избирали свои управы, возглавлявшиеся сословными старостами. Престиж сословного управления был невысок.


Городские думы были практически безвластны, не имели права самостоятельно решать многие хозяйственные вопросы. Разрешение многих из них требовало санкции МВД. Важное место в системе управления занимала полиция. В 1822 г. городское самоуправление разделили на три части: полицию, суд и хозяйственную часть, управлявшуюся единой думой, введенной вместо общей и шестигласной Дум.


По положению 1785 г. города получили право собственности на землю и право формирования собственного бюджета. Основную его часть составляли сборы с горожан, а две трети его тратились на государственные нужды. Городское самоуправление носило сословный и иерархический характер, отражало только интересы купцов и мещан, жестко контролировалось администрацией, не имело достаточных полномочий. В результате городские хозяйства находились в плачевном состоянии. Требовались коренные реформы.


В 1862 г. МВД направило в Государственный совет проект реформы городского общественного управления. На местах формировались специальные комиссии для разработки предложений к закону. В Сибири комиссии высказались за всесословность городского общественного управления, представление ему большей самостоятельности и ограничение административной опеки. В июне 1870 г. Александр II утвердил законодательный акт. "Городовое положение" 1870 г. действовало до 1892 г. С него начался новый период муниципального развития.


Думы занимались хозяйственной деятельностью и практически не касались политических вопросов. В них шла борьба различных социальных и сословных групп гласных за реализацию экономических интересов. "Городовое положение" заменило сословно-бюрократические органы городского самоуправления на всесословные муниципалитеты, основанные на буржуазном принципе имущественного ценза. Оно устраняло сословную корпоративность, упрощало структуру городского управления, освобождало его из-под жесткого контроля государства. В практику выборов вводились избирательные собрания, информация граждан о выборах, тайное голосование. Дума начинает превращаться в общественно-политический орган.


Круг избирателей по новому "Городовому положению" (1870 г.) расширился. Место каждого избирателя в выборах зависело от суммы уплачиваемых налогов. В соответствии с ней они делились на три курии, каждая из которых уплачивала треть городских налогов. Каждая курия самостоятельно выдвигала треть кандидатов в гласные. В 1872 – 1873 гг. выборы в органы городского самоуправления прошли Тобольске, Тюмени, Омске, Ишиме.


«Избирательное право тогда в Тюмени получили чуть более двух тысяч человек, или около 16% городских обывателей. Подавляющее большинство среди избирателей составили мещане. На выборы явился всего 301 человек, или 15% от общего числа избирателей; было избрано 72 гласных. Столь низкая активность избирателей указывает на то, что тюменское городское общество в целом еще не было готово к самостоятельному управлению городским хозяйством, да и не проявляло особого стремления к этому».


Удельный вес горожан, получивших избирательное право, и их активность на выборах зависели от величины города и степени развития торговли и промышленности. В мелких городках избирательное право получили больше лиц, чем в крупных городах. Характерным явлением для выборов была индифферентность избирателей. Голосовало не больше 11-17 % лиц, имевших право голоса. Самыми активными избирателями являлись купцы.


Изменение избирательного закона привело к перемене социального состава в городском управлении. Доминирующее место в нем заняли купцы и мещане, но активно участвовали дворяне, чиновники, интеллигенция и духовенство. В состав органов городского самоуправления входили избирательные собрания, Думы, управы, комиссии и городские головы. Собрание избирателей для избрания гласных проводилось раз в четыре года. Количественный и социальный состав дум зависел от величины города и его социальной структуры.


Несмотря на численное превосходство мещанского и крестьянского сословий, управление городским хозяйством Тюмени осуществлялось преимущественно тремя группировками предпринимателей: пароходовладельцами, хозяевами кожевенных предприятий и виноторговцами. К началу 1900-х гг. активным избирательным правом обладали 275 избирателей, которые должны были избрать 29 гласных (депутатов) и 6 кандидатов на замещение убывающих гласных. Как правило, это были очень обеспеченные люди, хотя и с разным размером достатка. Менее обеспеченные из них обладали капиталом чуть более 2 тыс. рублей, а наиболее богатый – А.И. Текутьев обладал капиталом на время избрания – более 70 тыс. рублей. Хотя состав гласных в течение рассматриваемого периода постоянно менялся, некоторые депутаты избирались в состав 3–4 Дум, сохраняя, таким образом, определенную преемственность. Так, Н.Ю. Ядрышников, В.А. Копылов, М.А. Вяткин, А.И. Текутьев, А.П. Россошных, Г.Ф. Колмогоров, А.Ф. Колмогоров, А.И. Михалев избирались в Тюменскую городскую Думу неоднократно.


Дума устанавливала величину различных сборов с населения, формировала бюджет, принимала благотворительные вклады, заведовала городским хозяйством, заключала займы. Работоспособность её зависела от посещаемости гласных, которая в большинстве городов не превышала 40-50 % гласных, что приводило к частым срывам. Вознаграждения за свою депутатскую деятельность гласные Думы не получали. Члены Думы выбирали управу, городского голову и городского секретаря. Численность управы зависела от величины городского бюджета, но не могла быть меньше трех человек. В неё мог входить любой горожанин, кроме государственных служащих. Управа являлась исполнительным органом Думы. Городской голова созывал Думу и председательствовал в ней. Одновременно он руководил управой, что нарушало принцип разделения властей и приводило к многочисленным злоупотреблениям.


Так, например, заместители главы города Д.Т. Горбунов и А.Д. Нестеров имели подряды, поставки и работы на городское самоуправление, а сын заместителя главы управы Горбунова Илья неоднократно расписывался в ведомости. Участие другого члена управы А.Д. Нестерова было скрыто под именами его рабочих Битюкова и Дороговикова. Тем самым была нарушена статья 106 Городового уложения. На это обратили внимание журналисты газеты «Ермак» в статье от 14 апреля 1913 года. «Городская управа не должна иметь никаких коммерческих сделок со своими членами. Перевозка дров, вывоз снега, продажа муниципалитету мяса».


Публикуется с согласия автора.


Об авторе : Анатолий Анатольевич Кононенко - профессор кафедры социальных наук ТюмГНГУ, доктор исторических наук. Другие произведения автора - "Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917-1921 гг.".


Продолжение в следующий вторник.