понедельник, 22 июля 2013 г.

Everything is true, или обзор The Secret World



Авторы обзора - dreamwalk3r и wolfox .

Бьет крылом седой петух,

Ночь повсюду наступает.

Как звезда, царица мух

Над болотом пролетает.

(Н. Заболоцкий)




Говорит ли вам что-либо название "The Longest Journey"? Путешествия между мирами, странные сны, населенные еще более странными существами, воздух, напоенный магией?

Слышали ли вы об "Anarchy Online"? Sci-Fi, войны корпораций, клонирование и киберпанк?


Еще больше шансов у вас было услышать про MMORPG "Age of Conan" - и, скорее всего, услышать не самые лестные отзывы - запуск не отличился успехом, количество багов заставляло игроков называть игру чуть ли не бета-версией, интересные квесты заканчивались после стартовой локации, а красивый мир не сглаживал неудовольствие от совершенно недостаточного количества эндгейм-контента и одинаковой топовой брони.


Но сейчас речь пойдет о следующем проекте норвежской компании под названием Funcom - MMORPG "The Secret World". Вынесли ли разработчики урок из предыдущих ошибок и сделали ли новые? Давайте посмотрим.



Все мифы истинны.


Наше время, наша Земля. Где-то за краешком глаза - вот-вот увидишь, нужно только не спугнуть - существует магия, легенды, предания и мифы. В неприметной подворотне Сеула, не слишком прячась, стоит безмолвный монах. Покажешь нужный жест - и он отведет тебя в штаб-квартиру загадочных Драконов, где изучают связь бабочек и ураганов, королей и капусты, и даже соотношение между количеством усов Моржа и производительностью Плотника.



Наш мир, где в маленьком городке в штате Мэн (где, как всем давно известно - а почему известно, как думаешь?) может начаться зомби-апокалипсис в канун Хэллоуина.Наша реальность, где в лондонском скверике можно наткнуться на сэра Ланселота, который расскажет легенду о Эскалибуре практически "из первых рук" - если не будет слишком занят флиртом со своей спутницей. Выйдя на опушку трансильванского леса, если знаешь, куда смотреть - увидишь фавна под дубом, наблюдающего за соседней деревней. Говорят, почти перевелись уже, но правду ли говорят?



А еще, рассказывают, Папа Климент V прикрыл орден тамплиеров. Да вот только не так-то просто полностью уничтожить тайный орден, буде он возжелает стать действительно тайным. А уж про иллюминатов так вовсе с десяток разных теорий заговора ходит - неудивительно, ведь спрятаться за десятком ложных теорий куда проще. Иногда самые удивительные слухи - истинны. В мире TSW - десятикратно так.


Если ты, мечтой томим,

Знаешь слово Элоим,

Муху странную бери,

Муху в банку посади,

С банкой по полю ходи,.

За приметами следи.


Так кем же мне быть - иллюминатом, тамплиером или драконом 80-го уровня?


Ах, да. Так не получится. Ведь уровней здесь тоже нету - есть примерно 500 активных и пассивных навыков, распределенных между девятью классами вооружения: от магических средоточий, кукл вуду и древних гримуаров до разнообразного холодного вооружения, а затем - до дробовиков, винтовок и пистолетов (хотя и здесь без магии не обходится - ведь зачарованное оружие против разнообразных демонов всяко полезнее). И это еще не упоминая побочный арсенал - огнеметы, бензопилы, квантовые браслеты, ракетницы и хлысты (вопрос, чем хлыст полезнее ракетницы, оставим команде баланса).



Семь активных навыков вместе с семью пассивными и составляют деку - текущий "класс" персонажа, полностью определяя его способности и роль. Вроде бы просто? А если учесть то, что экипировать можно не одно, а два основных оружия, оставляя нас с 72 комбинациями вооружения и бесчисленными вариантами комбинаций навыков? А продвинутые игроки могут использовать в одной деке пассивные навыки не из двух и даже не из трех веток, и их деки учитывают взаимодействие навыков между собой, усиляя друг друга.



Добавим то, что деки можно менять "на лету" - когда угодно, кроме боя, и получаем неограниченную систему кастомизации. Естественно, существуют устоявшиеся наборы навыков - но игра заставляет адаптироваться к ситуации, и та дека, что подходит в одном случае, почти бесполезна в другом. И здесь приходится экспериментировать и задумываться, а не пользоваться готовыми решениями.


Если муха чуть шумит —

Под ногою медь лежит.

Если усиком ведет —

К серебру тебя зовет.

Если хлопает крылом —

Под ногами злата ком.


А что с моей экипировкой? Мне снова предложат выбор из двух-трех одинаково выглядящих сетов?


Начнем с того, что нужные для персонажа статы здесь дают исключительно невизуальные вещи - амулеты, счастливые талисманы, ожерелья, браслеты. Внешний вид зависит только от ваших вкусов и размеров гардероба - а пополнять его можно в самых разнообразных местах. Собрал одну из дек, которые советует игра? Получи в награду костюм, соответствующий ей по стилю. Набралось достаточно кредитов? Сходи в Лондон, модный бутик Pangaea и уличные торговцы всегда к твоим услугам. Помог персоналу Иннсмутской академии разобраться с трудностями? Толстовку из инвентаря академии пожертвовать в пользу героя им совершенно несложно. А для тех, кто желает еще больше выделиться из толпы магов-собратьев, есть магазин за реальные деньги, где можно приобрести эксклюзивные наборы одежды.



А вот по поводу экипировки - да, действительно, топовая экипировка дает одинаковые базовые статы всем. А вот дополнительные статы, от которых зависит эффективность вашей деки - можно настраивать самому.


На груди пентакль печальный

Между двух прозрачных крыл,

Словно знак первоначальный

Неразгаданных могил.


Как-то все странно...


Именно! The Secret World отличается от прочих современных ММОРПГ... да, пожалуй, всем отличается. Серьезно. Здесь отсутствует классическое "вот тебе ковырялка деревянная, атака 1-2, иди убей десять росянок\порингов\волков"; большая часть подземелий-данжей проходятся в одиночку (и никак иначе их не пройти, они так и зовутся - Solo Dungeon). Здесь... только тссс...



Здесь надо думать над заданиями-квестами. Правда! Нет, не в контексте "где бы найти конкретных мобов" или "как бы изловчиться и проползти до нужной точки между опасными минотаврами". Берите выше. Здесь надо полноценно думать. Разгадывать загадки, работать детективом, ученым, исследователем и экспериментатором. Восстанавливать рунный алфавит, в котором половина букв попросту отсутствует, по очень прозрачным намекам прослеживать, куда надо пойти для следующей подсказки, изгонять духов с помощью подбираемой на ходу мелодии призыва, сыгранной задом наперед, рыться в заброшенных библиотеках, искать дом по старой фотографии. Ду-мать.



У кого там обморок на задней парте? Унесите. Дайте ему что-нибудь со встроенным ботом и автопробегом до точки, хоть ту же Jade Dynasty.


А у вас, вижу, вижу, глаза загорелись. Я не вру, ребята. В эту игру можно играть и одному - но интереснее вдвоем, втроем, разгадывая совместно все новые и новые запутанные ситуации. А их будет много. В этом мире, как и гласит название - оно не врет - миллионы секретов. И, следуя по ним, вы будете постепенно понимать все больше закулисных интриг, корней происшествий, выпускать скелетов из тумбочек, шкафов и холодильников. Иногда даже не метафорически.


Спят печальные болота,

Шевелятся корни трав.

На кладбище стонет кто-то

Телом к холмику припав.


Только думать? А как же драться?


Разумеется, не все черному коту Хэллоуин: помимо шевеления интеллектом, придется пошевелить и другим оружием. Хотите быть магом с револьвером? Поджарить зомби фаерболлом, а потом снести ему голову отточенным "полетом ласточки" любимой катаны?



Кстати, про зомби - это еще цветочки. Цветы не-жизни, если можно так выразиться. Потому что врагов в Secret World много, они разнообразны, агрессивны, клыкасты, зачастую их проще разумно обойти. Иногда "обойти" - единственный вариант. А есть еще боссы, которым при генерации, помимо обычных параметров "хп", "урон" и "защита", выдали параметр "интеллект", и с боевого кавалерийского наскока их не убить. Понадобится тактика. Опять думать, да, а вы как думали? Дешевый каламбур, знаю. Как попробуете в одиночку одолеть, например, Бугимэна из парка развлечений - припомните мои слова. Если справитесь с первого раза, можете рассказывать мне бородатые анекдоты хоть по сотне в день. Я стерплю. Только ведь не справитесь, хе-хе.



Почему в одиночку? Потому что, как уже было сказано, большая часть подземелий здесь - соло-типа. То есть верного прокачанного друга Васю из соседнего подъезда вы туда не протащите, как ни старайтесь. Вася может только хихикать над вашими потугами, стоя рядом и пырясь в монитор. Так что тренируйте навыки, комбинируйте деки, собирайте различные сеты. Все получится.


Бьется крылышком отвесным

Остов тела, обнажен,

На груди пентакль чудесный

Весь в лучах изображен.


И как же оно выглядит?


Выглядит оно, ребята, прекрасно. Если говорить о стиле, то неуловимо похоже на VTM: Bloodlines. Если говорить только о графике... Это живой мир, настоящий, в него веришь безоговорочно и сразу. Он красив, он захватывает, он не отпускает. Осенний Кингсмаут с тыквами на порогах домов, темное волнующееся море, перевернутые машины, развернутая наспех база классических "людей в черном" - корпорации Орочи, неколебимо возвышающаяся среди толп зомби церковь... И это только самая первая локация! А "проход между мирами" - Агарта-Гайя, "центр планеты", пронизанные золотым сиянием корни огромного дерева? А Лондон с его "темной стороной", где вампиры на маленьком рынке мирно беседуют с фавнами? А Сеул, а Нью-Йорк? Ниже будет галерея скриншотов, но, поверьте, в динамике это еще круче.



Все НПС... к черту "НПС", язык не поворачивается их так называть! - все окружающие персонажи уникальны: от старого индейца, уставившегося в испещренный помехами телевизор, до юной девочки-пиромансера, явно напоминающей нам главную героиню "Воспламеняющей взглядом". С этой девочкой, кстати, связана самая оригинальная миссия "сопроводи союзника до точки", виденная мной: куда там оберегать союзника, себя бы уберечь от ее убер-способностей! И так с каждым. Кстати, с любым разумным персонажем можно просто поболтать "за жизнь". Долго, на разные темы. Советую, можете узнать много нового.


По этому миру можно просто блуждать. Часами. Разевая рот на очередную жуткую потустороннюю красоту, шарахаясь от вечно пылающего проклятого отеля или черного дома, населенного болью и памятью, нервно хихикая над зомби-рабочими, трудящимися на незавершенной (и завершенной она не будет никогда) стройке убер-казино: как оно похоже на нашу реальность!



Туман, приходящий с моря, небо, рассекаемое ветвистыми молниями, танкер на мели, прожекторы гигантского маяка, котенок, умывающийся возле трупа, спящий на крыльце дома огромный черный волк - а рядом с ним в корзинке дремлет маленькая такса... Хотите увидеть? Оно того стоит.


Кто-то стонет, кто-то плачет,

Льются звезды с высоты.

Вот уж мох вдали маячит.

Муха, муха, где же ты?


Чего, правда поиграть, что ли?..


Что ли - да. Хотя бы прогуляйтесь по этому миру, созданному из городских легенд, creepy-зарисовок, повестей Кинга, древних сказаний, слухов и безумных теорий. TSW использует редкую в среде ММОРПГ модель buy-to-play, то есть купил - и все, играй, никакой абонентки. А если вы хотите "просто попробовать", не желая покупать зомби в мешке - велком! Напишите в личку авторам сей статьи, т.е. dreamwalk3r или wolfox (по вашему выбору), ключевое слово "хочу код", и укажите е-мэйл. Вам на почту от нас придет код на 72 часа бесплатной игры. А дальше уже решать только вам.


Решайте. Тайный Мир ждет вас. Вероятно, именно вас. Золотые мухи уже кружат за вашим окном. Кто следующий станет их избранником? Откройте на ночь форточку - и узнаете.



А определить, нравится ли вам графика, можно в галерее скриншотов.