понедельник, 8 июля 2013 г.

Почему армяне вчера обливались водой...


2010, лето




В минувшее воскресенье армяне всего мира отмечали один из самых больших христианских праздников - Преображение Господне, которое случилось на горе Фавор. Согласно всем евангельским текстам, Иисус Христос с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном поднялись на вершину горы, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега или света, как в других источниках. А еще там же им явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" (Мф.17:5).

Но при чем здесь обливания и почему у армян этот праздник отмечают сейчас, а не в сентябре, как в Русской Православной церкви? Под катом - фоторепортаж из армянской церкви в Риге с богослужения и последующими веселыми забавами во дворе, традиция которых берет начало еще со времен Ноя. О чем вы и узнаете, если захотите...))







Праздник Преображения Господня у армян еще называется «Вардавар» - христианский, по сути, но с языческими элементами. «Вард» — по-армянски «роза», а «вар» — «яркая, огненная». Связано это с культом древнеармянской богини любви, водной стихии и плодородия - АстхИк (Звездочка - с армянского). Она дарила розы и разливала розовую воду, сея любовь по всей армянской земле, а ее возлюбленный бог Ваагн боролся со злом и охранял эту любовь.


Есть и другое объяснение, почему в этот день принято поливать друг друга водой. По старинной легенде, давным-давно жил богач, который взамен воды, которая принадлежала ему, требовал живой бартер: девушек-наложниц. В конце концов, нашелся храбрец, победивший феодала и освободивший девушек. Вода стала принадлежать всем!






Поэтому в этот день появилась традиция обливаться водой. Все поливают всех - без обид, так как считается, что в этот день вода наполняется целебной силой. Песни, танцы, розы - в подарок и голуби, которых запускали влюбленные. Не правда ли, есть черты путешествия Ноя (голубка, растение). Ведь, по другому преданию, именно Ной завещал своим сыновьям в память о чудесном спасении устраивать празднество в этот день, поливая друг друга водой. Правда, этой традиции, понятное дело, следуют лишь в хорошую погоду, да и там, где климатические условия позволяют)) У многих христианских народов традиции и обычаи язычества также переплетаются с христианской верой. Отсюда и праздник летнего солнцестояния - Янов день (у латышей) или Ивана Купалы - у восточных славян (с прыганием через костер, купанием или обливанием)...





- Преображение Господне было за 40-дней до крестных страданий Спасителя (см. Мф. 16, 21), а не в августе, - рассказывает настоятель Армянской Апостольской церкви в странах Балтии отец Хосров. - Но Святая Церковь праздник Преображения Господня утвердида после праздника Пасхи – Воскресения Господня, ибо это заповедовал Сам Господь: «когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» /Матф. 17:9/.




А поскольку Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то Святые Отцы Церкви, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня (14 сентября, когда вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых) сорок дней, установили, чтобы 6 августа праздновалось Преображение Господне, ибо от 14 сентября до 6 августа ровно 40 дней. По сей день все церкви праздник Преображения Господня празднуют 6/19 августа. И только Армянская Апостольская церковь не празднует 6 августа, так как Святой Григорий Просветитель (основатель армянской церкви - К.М.) праздник Преображения вместо 6 августа назначил на первый день армянского календаря – 1-е число месяца Навасард (11 августа), а уже после, в VI веке, Католикос Мовсес II (574-604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).




армянская церковь в Риге. Богослужение закончилось. Но никто не расходится...




отбор "стратегического оружия" в виде шланга не выявил победителя, и отец Хосров, облачившийся к тому времени в мирское, оказался мокрым с ног до головы, впрочем, как и его прихожанин. Что ничуть не испортило никому настроения. Кто хочет прочитать об отце Хосрове, как он пришел к вере, как служил капелланом, как встретил свою любовь, может это сделать, кликнув на следующий за этой строчкой снимок:


- Отметим, что Святой Григорий 11 августа (1 Навасарда) выбрал не случайно, - продолжает отец Хосров. - В этот день Ноев Ковчег остановился на горе Арарат, и когда Ной сошел на землю, то соорудил жертвенник и в благодарность о спасении принес жертву Истинному Богу - Творцу Неба и Земли. В память же о Всемирном потопе Ной завещал обосновавшимся в Нахичеване (слово «Нахиджеван» или “Нахичевань” переводится с армянского как первопоселек, или - первое поселение людей) сыновьям каждый год в один и тот же день обливать друг друга водой (о чем я упомянул и выше - К.М.). А во время обливания, в память о голубе, которого он выпустил из ковчега, выпускать в небо голубей... (с голубями теперь, как получится, а вот воды, обычно, хватает везде - К.М.)))




веселье в разгаре!


- Так же в этот день в 2492 года до Рождества Христова прародитель армян Айк победил Бэла-Нимрода, и поэтому с этого дня начался отсчет летосчисления в Армении и Новый Год, - рассказывает Тер-Хосров. - Отметим, что Айк тоже поклонялся Истинному Богу, Богу Адама и Ноя. Но уже после смерти Айка армяне начали поклоняться чуждым богам и идолам и 11 августа стали отмечать праздник в честь богини Астхик (наподобие греческой Афродите), украшавшей себя венком из роз. В ее храме паломники возлагали на священное место букеты из роз и приносили в жертву животных. И люди в день этого августовского праздника не только обливали друг друга водой и выпускали голубей, но еще осыпали друг друга лепестками роз в знак поклонения красоте Астхик.




обливание приобретало нешуточный размах. Некоторые успели переоблачиться в запасную одежду, которую прихватили с собой...



Итак, Святой Григорий поступает очень мудро, ибо преображает «языческий праздник» Вардавар, соединив народные торжества, которые берут начало от Ноя и Айка, с праздником Преображения Господня. И тем самым он, с одной стороны, возвращает в сознание народа радость спасения от Потопа и победы Айка над Белом, а с другой стороны - Преображением Господа утверждает истинное богопоклонение, чтобы мы следовали только Истинному Господу Богу.




маленький потоп местного значения в этот день был обеспечен:




между тем аксакалы (рядом в беседке) с невозмутимым видом играли в нарды, пока мимо них с ведерками и тазиками проносилась веселящаяся молодежь. Досталось даже мне, правда, памятуя, что в пианиста фотографа не стреляют не обливают водой, мне аккуратно подкравшись сзади намочили лишь левое плечо и часть спины. Камера не пострадала))


- И как Бог, остановив на горе Арарат Ковчег, спас людей, так и в этот праздник на горе Фавор Бог дает нам спасение через Своего Сына, - завершает рассказ Тер-Хосров. - Поскольку Ноев Ковчег есть прообраз Самого Христа, о чем говорит и блаженный Августин: «Дверь же, которую он (ковчег) имел сбоку, конечно, есть не что иное, как та рана, которая произошла от прободения копьем Бога, распятого на кресте (Иоанн. XIX. 34): ибо этой дверью пользуются приходящие к нему – так как из нее истекают таинства (Таинства Крещения и Причастия), которыми освящаются верующие».




девушки собрались посушиться на солнышке, но не тут-то было:


Я решил уехать подобру-поздорову, тем более, что вечером предстояло встретить из спортлагеря сыновей. Они приехали загоревшими и даже, как мне показалось, чуточку повзрослевшими, хотя прошла всего лишь неделя...