пятница, 19 июля 2013 г.

Купальники: от бикини до гламура


Child


В моем фотоархиве нашлось несколько снимков 1960-70-х годов на тему купального сезона. По-моему они хорошо передают атмосферу ушедшего времени. Думаю, что снимки были сделаны к окрестностях деревни Савино Калининского района, куда женщины приехали навестить своих детей, отдыхающих на летних дачах.

Если у кого будет охота критиковать снятых женщин, то прошу учесть следующие обстоятельства: все натурщицы детьми пережили войну, жестоко недоедали, что не могло не отразиться на их здоровье; вообще мало что видели в жизни хорошего. Скорее всего, это работницы хлопчатобумажного комбината (потом Пролетарки, которой уже нет); одна из женщин - моя мама.


Купальники: от бикини до гламура


На наших глазах купальный костюм женщины из предельно демократичного превратился в дорогой гламурный предмет


Пятого июля 1946 года в парижском казино де Пари танцовщица и манекенщица юная Мишель Бернардини прошлась между игровыми столами в практически обнаженном виде. На ней были надеты трусики и бюстгальтер. Это была демонстрация купальника бикини, вскоре завоевавшего весь мир. Демонстрация проводилась под девизом «Бикини – разделенный атом». В наши дни уловить точный смысл выражения удастся не каждому.


Но тогда это был точный удар по распоясавшейся американской военщине. Ведь только четырьмя днями ранее Соединенные Штаты провели ядерные испытания на маленьком беззащитном атолле Бикини, затерянном в Тихом океане. Американская ядерная бомба взорвалась в этом райском уголке Микронезии, воздействовав на его девственную природу всеми своими поражающими факторами.


Мишель Бернардини, пройдясь между игроками в новом купальнике, произвела не меньший фурор, причем поражающий радиус ее воздействия вышел значительно больше, чем даже у ядерной бомбы. Она обессмертила крошечный островок, его название отныне стали носить на себе миллионы женщин во всем мире, пусть и не сразу.


Не были исключением и советские женщины. А почему бы и нет? Многие десятилетия феминистки и суфражистки боролись за раскрепощение женщины, равноправие ее с мужчинами. Купальный костюм был одной из взятых высот в этой войне. Из громоздкого, с юбками, рукавами и воротниками, он постепенно терял детали, пока не превратился в нечто похожее на гимнастическое трико.


Советской женщине бороться за равноправие с мужчинами не было никакой нужды. Она и так все имела – право избирать и быть избранной (неважно, что на безальтернативной основе), рыть окопы, воевать, класть шпалы, стоять по 12 часов у станка. На рождение ребенка и его кормление ей хватало менее четырех месяцев. Так что купальный костюм фасона «бикини» для советской женщины не являлся проблемой.



Проблемой было другое – куда его носить? Климат в нашей стране не слишком приспособлен для постоянного ношения купальника – хоть цельного, хоть раздельного. Лето короткое, холодное, а кое-где его вовсе не бывает. Разве что если посчастливится поехать на юг.


Второй вопрос – когда носить купальник? Длительное время трудящиеся СССР имели лишь единственный выходной в неделю. Не каждый человек мог посвятить его праздному ничегонеделанью на пляжах.


Понятно, что в силу названных причин к предметам первой необходимости советской женщины купальник не относился, а значит, быть дорогим не мог.


Цельные трикотажные либо синтетические купальники не были доступны и дешевы. Самым народным материалом в Советском Союзе был ситец, из которого проще всего было сшить именно бикини.


Вряд ли дефиле «Разделенный атом» дошло до женщин СССР. Значительный вклад в популяризацию бикини внесла уже в 50-е годы французская актриса Брижит Бардо, щеголявшая в узеньких полосках ткани по пляжам Сен-Тропе и киноэкранам. Ее, эту простую, несчастную девушку, полюбили не только мужчины, но и женщины, и старались во всем походить на нее. Это было трудно, ведь не всех женщин Бог создал со столь идеальной фигурой, но попробовать все же стоило.


Сшить ситцевый купальник помогала пресса. Июньский номер журнала «Работнiца i сялянка» за 1963 год давал выкройки сарафана из набивной хлопчатобумажной или штапельной ткани Лиф выкроен вместе с передним полотнищем юбки. Застежка сквозная. По линии талии на лифе и юбке заложены мягкие складки. Бюстгальтер и трусики (то есть сам купальник бикини) из той же ткани. Расход ткани на комплект предполагался в количестве 5 метров при ширине 80 см.



Обзавестись обновкой годом позже помогла «Работница» - главный женский журнал страны, печатавшийся миллионными тиражами. В майском номере всем женщинам страны сразу предлагалось всего два варианта пляжных комплектов.


Первый – это шортики, лифчик и блуза спортивного силуэта.


Второй – для более романтичных девушек, состоящий из трусов с оборкой по низу, лифчика и платья-халата, все в крупный горох, кстати, очень модную расцветку того времени.


Купальщицам оставалось лишь запастись тканью и сшить себе модный купальник-бикини.


Судя по фотографиям того времени, как из частных архивов, так из газет и журналов, советские женщины охотно приняли бикини, они смело носили даже его радикальный вариант, отстегивая и отвязывая бретели у верхней части бикини. Они были молоды, радовались солнцу, реке или морю, возможности искупаться и позагорать, единственному выходному дню.



Это было время, когда женщинам еще не забили головы комплексами по поводу жестких канонов 90-60-90, не требовали полной эпиляции всего тела, исключая разве что голову, и в преддверии лета они не теряли время и деньги в косметических салонах, фитнес-залах и спа-капсулах.



Своим детям женщины шили веселые песочники – трусики на лямках с грудками, в которых было так удобно купаться и играть.


Кто же знал, что раскрепощение пойдет в обратную сторону, настанут новые времена, а с ними гламур с его строгими законами, модными тенденциями, дорогими синтетическими купальниками и прочей чепухой, призванной закрепостить женщину в комплексах и вытянуть из нее как можно больше денег?


Кажется, у меня технические проблемы