среда, 31 июля 2013 г.

Сколько ни было б нам лет, мы освоим интернет!


Компания "МобильныеТелеСистемы" стала инициатором запуска проекта "Сети все возрасты покорны", направленного на повышение интернет-грамотности и адаптацию в информационном обществе людей старшего поколения. Курсы проводят бесплатно, новые классы открываются по всей России.


Сегодня мы задали несколько вопросов Елене Серёгиной, директору Департамента КСО МТС, - о проекте, семье, коллегах по цеху и многом другом!



Елена Серёгина на презентации Проекта


Как отнеслись ваши друзья и родственники старшего поколения, когда узнали о проекте «Сети все возрасты покорны», как отреагировали?



Они были в восторге, потому что таких проектов в любой индустрии – единицы. И, если они появляются, то, как правило, все их одобряют, понимают и поддерживают. Более того, я сама принадлежу уже к той категории, для которой проекты, относящиеся к «возрасту счастья», могут быть интересны. Как только мы запустили проект, а это произошло в октябре 2012 года, я сделала все, чтобы оповестить своих родственников и друзей, которые по какой-то причине еще не пользуются интернетом – либо из-за отсутствия возможности, либо из-за неуверенности в собственных силах.


Наши исследования показывают, что неуверенность – это основной фактор, ограничивающий использование интернета людьми зрелого возраста. Я записала на наши курсы практически всех, кто ими заинтересовался, – эти курсы закончили мои друзья, которым 60-65 лет. По мере того, как я понимаю, что возрастного предела по изучению новых технологий и, в частности интернет-технологий нет, я популяризирую эти курсы везде при каждом удобном случае. И самое удивительное для меня, что иногда оказывается, что интернетом не пользуются люди, которым еще только-только за 30. У них тоже присутствует неуверенность, страх показаться не достаточно продвинутым, непонятым. Поэтому я стараюсь рассказывать о проекте везде и всем.


А дети?


Мои дети уже взрослые и они являются моими помощниками по очень большому кругу вопросов, в частности, - по волонтерским проектам. Младший сын со своей женой посещает все проекты «Зеленого экспресса МТС», делает фотографии на этих мероприятиях. Поэтому даже нет смысла задавать вопрос, поддерживают ли они меня в проекте «Сети все возрасты покорны». Мои дети уже не представляют свою жизнь без новых технологий, я стараюсь у них учиться, а они всегда меня поддерживают в этом.


Именно такой подход – обучение через общение в семье, передачу полезных навыков использования интернета от младших к старшим мы исповедуем в МТС, нацеливая на это наших сотрудников и клиентов, каждый из которых может научить своих близких. У МТС более 100 млн абонентов и около 70 тыс. сотрудников. Это весьма значимая часть населения, у которой есть свои семьи, близкие люди, родители, которые могли бы научиться пользоваться интернетом. И это подтверждает статистика. По данным Фонда «Общественное мнение», если до 2010 года интернет-аудитория прирастала в основном за счет молодежи и регионов, то в последнее время расширение охвата происходит, в том числе за счет вовлечения пользователей старшего возраста.


Расскажите о своих родителях - насколько они пользуются гаджетами, интернетом?


Моя мама очень пожилой человек, ей за 80, но она давно пользуется мобильным телефоном, причем очень аккуратно – вовремя пополняет баланс, следит за sms-сообщениями, которые ей приходят. В интернет мы пока не пробовали ее «втянуть», но она знает, что есть глобальная Сеть и частенько просит внука или меня найти какую-то информацию в поисковых системах.


Что касается других членов семьи, то моя сестра приобщилась к интернету, когда ей было 50, сейчас же ей около 60. Ее муж также начал пользоваться и нтернетом далеко за 50. Они буквально за несколько занятий освоили Сеть и сейчас являются очень уверенными пользователями социальных сетей и приложений.



Сравните абонентов МТС старшего поколения и молодых - в чем основная разница, а в чем схожи? Что любят одни и другие?


Прежде чем запускать проект «Сети все возрасты покорны», мы оценили потребности зрелой аудитории с точки зрения информации и приложений, которые могли бы быть им интересны и полезны. Оказалось, что наиболее востребованными являются сервисы электронных госуслуг и услуг ЖКХ, то есть обычные бытовые сервисы, которые помогают облегчить расчеты и получить необходимую информацию. В отличие от молодой аудитории, которую интересуют, прежде всего, социальные сети, музыкальные или видео новинки. Поэтому весь наш обучающий курс построен исключительно на тех потребностях, которые позволят упростить жизнь человеку в возрасте. ,.


Что говорят слушатели, прошедшие программу?


Буквально на второй-третий день слушатели четко понимают, что им нужно и что для них главное. Например, поисковые сервисы и приложения нужны всем в равной мере, а в остальном мы наблюдаем некоторые гендерные особенности. Мужчины, как правило, видят смысл социальных сетей в том, чтобы поднять старые связи, а дамы говорят о том, что для них это возможность пообщаться со своими близкими. Ценность интернета в том, что он может удовлетворить совершенно разные потребности: кому-то нужна информация о рыбалке, кому-то справочник «Афиша», а кому-то – театральное расписание.


Одна наша бывшая сотрудница, которая 40 лет проработала в дочерней компании, сказала, что, когда начала говорить с внуком на его языке, выросла в его глазах. Мне кажется, это самое главное - чтобы сближались поколения, чтобы человек сравнялся в своих возможностях с другими, чтобы отошел от одиночества. Это проект о том, что, вопреки традиционным представлениям, после 60 жизнь вовсе не должна идти на спад.


Как пришла идея начать национальную программу «Сети все возрасты покорны» - может быть, вы «подсмотрели» её у западных коллег?


Да, действительно, мы «подсмотрели» её у западных коллег, опыт которых анализировали. Как американские, так и европейские телеком-компании заявляют о растущей важности клиентов старшего поколения, приводя прогнозы о значительном росте численности пожилого населения в возрасте от 65 лет в ближайшей перспективе. Среди российских операторов мобильной связи мы первые, кто начал подобную программу. До нас так или иначе образовательные проекты делали некоторые ИТ-компании, открывая курсы компьютерной грамотности, предлагая людям зрелого возраста научиться пользоваться различными программами, такими как Excel и др. Но наш проект по интернет-грамотности – это первый опыт, мы не видели аналогов ему на российском рынке. Ведь мы применяем комплексный подход к популяризации полезного и безопасного использования интернета - среди детей и взрослых. В этом уникальность нашей программы. Сейчас по нашим стопам пошли другие операторы, и мы приветствуем эти инициативы, потому что это не только возможность расширить пул своих абонентов, но и социальная ответственность бизнеса. .


МТС стала первым телеком оператором «Большой тройки», который обратил внимание на новые ниши. Наверное, можно сказать, что, по сути, вы были первопроходцами? А какая была первая реакция коллег по цеху на программу для пожилых - поддержали, критиковали, засмеяли?


Смеяться повода не было, критики тоже не слышали. На мой взгляд, критиковать того, кто идет первым и делает доброе дело, – неправильно.


Общаетесь ли вы с коллегами по рынку - планируют ли они подобные проекты у себя в МегаФоне, Вымпелкоме, Теле2?


Речь скорее идет о нашем общении с огромным количеством партнеров: информационных партнеров, партнеров, использующих интернет для продвижения своих услуг или предоставляющих государственные услуги. Но мы знаем, что некоторые из наших коллег по рынку уже используют нашу методику для создания своих собственных обучающих программ.


С МегаФоном и Вымпелкомом у нас есть положительный пример партнерства по одной очень важной социальной теме – безопасности детей в интернете. Здесь каждый может внести свой вклад. Я не исключаю, что проект, подобный «Сети все возрасты покорны», может продолжиться в партнерстве с этими компаниями, и, возможно, мы назовем его «Счастливый возраст в интернете».


Интересная статистика


Когда мы открыли бесплатный интернет-класс для людей старшего возраста в Москве на ВВЦ в 12 декабря 2012 года, то уже к концу месяца на курсы из 6 занятий записалось порядка 600 человек. И это при том, что мы не делали никакой рекламы этой программы. Многие хотят учиться, постигать новое, поднять качество своей жизни на новый уровень, быть понятыми.


Сегодня в Москве действуют 10 бесплатных образовательных площадок на базе МГТС («Московская городская телефонная сеть», дочерняя компания МТС) и партнеров в районах переключения на новую технологию фиксированного доступа в интернет GPON. При поддержке МТС открыты курсы интернет-грамотности для людей старшего возраста в городских библиотеках Обнинска (Калужская область), Санкт-Петербурге, Самарской области, Перми, Туле, Благовещенске, Камчатском крае. Всего курсы МТС к настоящему моменту прошли более 4000 человек.