пятница, 19 июля 2013 г.

Апология пиратству





И вот опять я почитал гневные посты ярых сторонников копирайта из недр Steamcommunity, и преисполнился справедливого гнева. Надо отдать детищу Гейба Ньюэлла должное, правилами коммьюнити запрещено ЛЮБОЕ обсуждение пиратства, но эти темы неизменно проклевываются тут и там, вызывая всплеск эмоций, бурю гневных постов и раздачу банов. Почитав несколько таких дискуссий (а где-то и приняв в них участие), я решил разобрать самые любимые и распространенные доводы противников пиратства. Эти идеи активно внедряются нам т.н. правообладателями, и очень странно видеть, как обычные люди (не получающие доход ни с одного издательтва или кинокомпании) готовы с пеной у рта их защищать.

В первую очередь я буду говорить об играх, но ситуация с другими видами подверженной пиратству продукции вполне сходная. Под пиратством (и глаголом спиратить) я буду подразумевать безвозмездное скачивание продукта из Интернета (не учитывая торговцев палеными дисками и сайтов, предлагающих заплатить парой СМС-ок за их явно нелицензионный продукт).


Итак, поехали:


1. Покупая лицензионный продукт, ты помогаешь авторам. Качая пиратку, ты вредишь авторам и огорчаешь Иисуса.




Тут надо читать: покупая лицензионный продукт, ты помогаешь правообладателям. Вот купил я недавно на распродаже Fallout New Vegas Ultimate Edition. И только после покупки услышал про скандальчик, связанный с разработкой игры. Разработчикам обещали премию, если игра наберет на больше 85 баллов на сайте Metacritic (что представляет собой усредненную оценку игры с нескольких сайтов). Игра набрала 84 балла, и премию разработчики ожидаемо не получили. И многомиллионные продажи игры им никаких дополнительных денег не принесли (хотя, конечно обогатили издателя). Ну, надеюсь, что хоть зарплату им на период разработки платили хорошую.

К чему я веду? К тому, что покупка лицензии если и влияет на судьбу разработчиков, то как-то уж очень опосредованно. Возможно, издатель заметит высокие продажи, расщедрится и выдаст разработчикам премию. Возможно, издатель обрадуется и закажет разработчикам ещё 10 игр на разработку. Наконец, возможно, издатель заметит золотую жилу и закажет другим разработчикам ещё 10 игр в том же жанре/стиле/сеттинге. Собственно это все варианты, которые могут принести пользу игрокам и разработчикам, и везде присутствует ключевое слово ВОЗМОЖНО.


Нет, есть конечно ещё инди-разработчкики - одиночки или малые команды, которые финансируют разработку из собственного кармана и потом делят между собой все доходы. Покупая их игру, ещё можно надеяться, что деньги (за вычетом магазинного пени) получат люди, причастные к созданию игры. Но как раз такие "самиздаты" обычно к пиратству относятся вполне спокойно, если не одобрительно (см. напр.).


И уж совсем глупо - считать, что ты помогаешь разработчикам, покупая игру 10 и более летней давности. Там уже и состав команды поменялся не один раз, и компания-разработчик закрылась, а лицензия на игру успела несколько раз перейти от одного издателя к другому.




2. Спиратить игру - это как угнать машину/украсть яблоко из сада/утащить из гостиной телевизор. Вам бы понравилось, если бы у вас украли эти вещи?




Надо сказать, что аналогии с реальным миром тут трещат по швам. А что если человек скопировал ваш автомобиль? Уже ущерб неочевиден, хотя можно обсудить то, сменил ли он номера и не придется ли вам поэтому отвечать за 10 сбитых им старушек. Человек скопировал ваше яблоко, а потом скопировал копию ещё 20 раз и накормил всех друзей? Так это уже какой-то Иисус, накормивший голодных пятью хлебами.

Или тогда вот ещё аналогия - вы решили продать/подарить свою машину, но завод-производитель запрещает это делать, говоря, что вы покупали не сам автомобиль, а исключительное и непередаваемое право на управление им.


Ну и напоследок пример - вы дали другу Васе на полгода книжку почитать. Друг Вася не только прочитал книжку сам, но и успел одолжить ещё пятерым своим товарищам, которые давно мечтали её прочесть. Книжка им всем понравилась, но перечитывать они её не стремятся и покупать не будут. Издательство прознало об этом, и теперь требует с вас деньги за шесть потерянных потенциальных продаж. О потенциальных продажах, кстати, в следующем пункте.




3. Пиратство хоть и не вредит правообладателю напрямую (ну не снимается же у него 5 рублей со счета за каждую скачанную копию, в самом деле), оно отнимает потенциальные продажи.




Потенциальные продажи - вещь эфемерная и неуловимая. Сегодня ваш друг Вася спиратил игру, и издатель вроде бы потерял одну потенциальную продажу. Но Вася расписал игру в красках своим пяти товарищам, и они решили купить лицензию - вроде бы, пять потенциальных продаж мы приобрели. Но вот любимый сайт Васиных друзей оценил игру на троечку с минусом, и товарищи игру покупать раздумали. Минус 5 потенциальных продаж. И наконец, Вася, после долгих колебаний (всё это время счетчик потенциальных продаж то прибавлялся, то убавлялся на единицу), всё-таки купил игру на распродаже через полгода.

Получается, разгромная рецензия на авторитетном сайте может ударить по потенциальным продажам посильнее, чем вовремя выпущенная пиратка (и издатели это уже давно подметили, о взаимовыгодных отношениях издателей и рецензентов уже написано немало, напр.). Тем более что рецензии читают особенно внимательно люди, привыкшие платить за игры и желающие узнать поподробнее, за что с них хотят получить их кровные (особенно учитывая нынешнюю моду выпускать демоверсию через 3 месяца после выхода, или не выпускать вообще). Привыкшие же пиратить идут на любимый трекер и пробуют игру на зуб самостоятельно. А если и не найдут на любимом трекере - в магазин не пойдут из принципа.


Иностранные издатели, кстати, пуще пиратства ненавидят перепродажу подержанных игр, т.к. даже самые законопослушные жители западных стран не видят в этом ничего предосудительного, а дохода издатель не получает. Ну и удар по потенциальным продажам посильнее - с подержанной лицензионной копии на новую желающих переходить почти нет. В первую очередь это актуально для консольных игр (на ПК царят сервисы цифровых продаж, требующие обязательно зарегистрировать даже физическую копию), поэтому там издатель часто требует добавить в игре онлайновую компоненту (хоть боком пришить), которая бы требовала регистрации уникального кода и тем самым снижала ценность подержанных копий.




4. Кряки и пиратские версии игр кишат вирусами.




В этом доводе есть рациональное зерно. Кряки и генераторы ключей очень часто определяются антивирусами как опасные объекты, но обычно это ложное срабатывание. Я допускаю наличие вирусов в пиратских версиях, но не в массовом порядке. Лично мне они не попадались, если не считать купленного в 2000 году сборника "300 лучших игр для DOS". Что попадалось чаще - это необходимость ставить сторонние заплатки на вполне лицензионные версии игр, по тем или иным причинам (чаще всего причиной было то, что игра отказывалась запускаться). И мне, законопослушному покупателю, приходилось идти в опасные дебри интернета и качать запретные архивы, рискуя заразить свой компьютер вирусами.

Но в целом этот аргумент противников пиратства мне видится как наиболее сложный в опровержении. В качестве полудовода скажу, что на торрентах обычно раздача вредоносных программ прекращается сама (когда раздающие обнаруживают это). А вполне лицензионные игры так и норовят установить вместе с собой ещё кучу левых программ, порой прописывающихся в автозапуске и периодически отсылающих данные без вашего согласия.




5. Воры! Ненавистные Бэггинсы! Они украли нашу прелесть!








Без комментариев.



Вот основные доводы, которые я смог вспомнить в данный момент. Если вспомните ещё доводов, не вписывающиеся в рамки имеющихся четырех - пишите в комментариях.