пятница, 5 июля 2013 г.

Почему так важно читать русских классиков?






Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И. С. Тургенев


пушкин


Понимание действительности с помощью языка - такой же объективный факт, как понимание окружающего мира своими глазами. И с этим трудно поспорить: вот так например, китайский иероглиф "Поражение" еще и имеет значение "начало новой возможности", а вот во многих других языках - это совсем разные понятия. Таких примеров огромное множество.


Разные языки содержат в себе множество различных традиций, - столь же разных, как и сами языки.


Александр Иванович Куприн в связи с этим говорил:

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.




Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.


Иван Бунин

Москва, 1915


Если говорить отдельно о нашем русском языке - то тут как нельзя кстати подходят слова великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова:

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.


Столкновение интересов различных культур создает геополитическую вражду, - отсюда и войны, и противостояние стран.


геополитика


Но сегодня имеет место более мирная утеря собственных традиций - чрезмерное употребление иностранных слов в речи, а вместе с ними заимствование чужих традиции и поведения.


"Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта", - М. А. Шолохов.


Сейчас в России ярко выражены две тенденции:


1. Борьба с американизмами.


С англо-американскими словами навязываются обозначаемые ими реалии, модели поведения, образа жизни, морали и т.п., т.е. чужие и чуждые нам культурные ценности. С помощью заимствований последних двух десятков лет осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Неуемное вторжение англо-американизмов в угрожающих масштабах засоряет сознание людей, затрудняет их общение между собой, и, что еще хуже, прививает чужеродный взгляд на мир, разрушает нашу языковую экологию, обесценивая национальное слово, его духовную суть. Таким образом, иноязычные слова играют роль фактора внешнего влияния на общество. Не случайно поэтому, когда Государственная Дума попыталась было принять закон о защите русского языка, поднялся либеральный «вой».


Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски.

(Владимир Иванович Даль)


говард стерн


2. Введение либерально-культурных реформам.


«В результате введения ЕГЭ, резкого сокращения часов на преподавание литературы в школе, а в последнее время и упразднения самого предмета «русская литература» (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет «русский язык и литература») а) резко, на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень ее знания, уровень ее эмоционального, ценностного, культурно-психологического воздействия на учащихся, фактически лишенных возможности осмыслить литературную культуру прошлого как духовную почву для саморазвития; б) с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования – создание потребителя, «управляемой массы».


Читать полностью


Хочешь победить врага - воспитай его детей.

(Восточная мудрость)


Что интересно, отношение классиков к данной проблеме актуально до сих пор:


Федор ТЮТЧЕВ


Напрасный труд - нет, их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Май 1867


А. С. Пушкин


Ты просвещением свой разум осветил,

Ты правды лик увидел,

И нежно чуждые народы возлюбил,

И мудро свой возненавидел.


Ф. Достоевский: "Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы".


Если мы хотим сохранить культуру нашего народа - в первую очередь нужно сохранить наш язык, а для этого можно обратиться к признанным во всем мире мастерам слова - русским классикам литературы.