среда, 3 июля 2013 г.

Любовь и страсть на сцене театра: рецензия на спектакль "Кармен"

Оперой "Кармен" продолжилась программа Летнего театрального фестиваля. И вновь театралы Тюмени собрались в одном зале, чтобы насладиться постановкой Мет - оперы о самой прекрасной испанской девушке.

551bff5ac12fd205fe9c9b2580a7d9d2-620x350




Когда-то давно во Франции, во времена эпохи Романтизма, известнейший на тот день композитор Жорж Бизе задумал создать оперу "Кармен" на основе одноименной новеллы Мериме. Целый год с 1874 по 1875 композитор трудился не покладая рук, и вот в наконец 3 марта 1875 года в "Опера-Комик" разговорная опера "Кармен" была представлена на суд публики. Опера оказалась провальна.


Дело в том, что в конце 19 века в театральный мир лишь только начинает входить реализм, которого в "Кармен" так много, что даже спустя столько лет, современные режиссеры не вносят больших изменений в сюжет (молодые постановщики крайне любят добавить море шокирующего реализма, чтобы поразить зрителей; эпатаж нынче в моде). Так что не удивительно, что французская публика не особо радушно приняла этот "эксперимент", хоть на тот момент (да и сейчас) считалась самой искушенной. Французы просто не поняли оперу, посчитали ее пошлой, скабрёзной и просто неприемлемой для мира театра.


Естественно, Бизе возмутился, расстроился и умер через 3 месяца после премьеры. Говорят, что виной всему душевная травма, полученная из-за того, что оперу современники не приняли. Также и тогдашние газетчики старались привлечь изрядное внимание к ней, соревнуясь в колкости рецензий. "Боевой" настрой прессы сыграл на руку "Кармен", и вот уже сотни людей по всей Европе мечтают посмотреть, что же там наворотил Жорж Бизе. Но не столько газетчик, сколько смерть автора способствовали ее популярности, и с тех славных пор опера только набирала популярность и со временем обросла легендами, ну а сегодня по праву считается классической.


Сюжет постановки достаточно прост и состоит из 4 актов. В нем рассказывается о знойной красавице Кармен, сводящей с ума всех мужчин вокруг, а действие происходит примерно в 1830 году в Испании. Любовь красавицы как цыганка - не поддается законам и насилию, любит свободу. И вот однажды красавица влюбляется в сержанта Дона Хозе, сводит его с ума и заставляет стать, как и она, кочевником и отправиться в это вечное путешествия с ее друзьями-разбойниками. Естественно, Хозе влюбляется в эту знойную табачницу и готов идти за ней куда угодно, лишь бы она была рядом. К началу третьего акта Хозе и Кармен уже довольно долго ведут кочевую жизнь. Настолько долго, что страсть Кармен приедается бывшему сержанту, между ними начинаются ссоры и размолвки. Табачница со своим пылким нравов не может простить Хозе его обид, а он до глубины души возмущен, что она его больше не любит. Кончается опера тем, что во время одной из самых страшных и серьезных ссор Хозе слезно умоляет Кармен вернуться к нему, но получив отказ, убивает ее.


51d27d65cefbb1372749157


Мир видел не мало постановок "Кармен". Некоторые были провальны, некоторые - нет. Считается, что опера обошла ВСЕ мировые большие сцены, и это действительно рекорд. История знойной испанки Кармен стала настолько популярна, что исполняется практически на всех языках (даже по-японски) и не ограничивается только лишь оперной сценой. Она пополнила репертуар ресторанной музыки, существует в фортепианных транскрипциях, а также в кинематографических версиях (последняя и наиболее успешная Кармен Джонс" основана на опереточной версии, которая была хитом на Бродвее).


И вот Летний театральный фестиваль, в Тюмени проходящий в кинотеатра СИНЕМА ПАРК DeLUXE , решил показать эту легендарную оперу не на большой сцене, а на большой экране кинотеатра. Так что своеобразная премьера оперы "Кармен" прошла и в Тюмени во вторник, 2 июля. Показана была, кстати, постановка Метрополитен - опера, в которой главные роли исполняют Элина Гаранча и Роберто Аланья. Раньше я слышал, что именно постановке Мет-оперы считается одной из самых успешных постановок на сегодняшний день. Оказалось, что это правда.


Все дело в Элине Гаранча, латвийской певице, исполняющей партию Кармен в меццо-сопрано. В ее исполнении столько страсти, столько напора, игры, эмоций... даже через экран кажется, что играет она именно с тобой, именно ты ее избранник. Ходит слух, когда рыбаки слышали пение русалок, они забывали совершенно обо всем, готовы были умереть, лишь бы еще минутку послушать их славные голова и грустные морские песни. Русалки, говорят, вымысел, но то, что с актерами и зрителями делает Кармен, очень похожи на морские легенды. Кстати, когда мы первый раз видим на сцене эту знойную испанку, мужчины и женщины, окружающие ее, все как один, поют, что готовы следовать за ней хоть на край света, пусть только она их поманит. И не только они: уверен, что зрители в зале Мет'а тоже, помани она их взглядом, готовы были броситься за ней хоть в пекло.


Кармен сводила с ума, поражала многих известных мужчин. Например, Ницще так отзывался о ней: «Она приближается, изящная, томная, кокетливая... В ее безмятежности есть что-то африканское... ее страсть коротка, неожиданна, лихорадочна... Это любовь — fatum, рок, бесстыдная, невинная, жестокая». У исполнительниц этой роли всегда было много поклонников, они уходили из семей, слонялись около театров в надежде хоть мельком увидеть вожделенную красавицу. И каково же было их разочарование, когда вне сцены, актрисы оказывались далеко не теми, кем их считали мужчины. Страсть и удаль пропадала, пламя во взгляде тухло, а гордо вздернутый подбородок переставал быть таким гордым.


Естественно, стоит отметить и вокальные партии. Они, как и сама Кармен, полна изысканной безудержной страсти. Вокал будучи пылким и порывистым, не лишен изысканности. Часто мелодии, длительные и широкие, томные или очень ритмичные (не зря ведь опера все-таки разговорная), извиваясь, окутывают образы странным очарованием, подобно шали этой страстной испанки, которую она спускала на лицо, прикрыв один глаз, в то время как другой метал молнии в сердца. Но в опере есть место не только чувственности. Бизе ставит все на карту, игру вступает самая буйная фантазия: он добавляет хроматическую остроту к перестуку каблуков и кастаньет (потом переходящих в искрометное пение) и с высокого голоса начинает свободный, безудержный гимн (та же волнующая непринужденность пронизывает марш детей из первого действия). Есть и еще один гимн — в виду лагеря контрабандистов — это дуэт Микаэлы и Хозе, который со своими церковными каденциями близок к колыбельной в ускоренном темпе. А что сказать о выходе работниц сигарной фабрики с их развязной походкой, о легендарном крае контрабандистов, о терцете с картами, о роскошных приготовлениях к корриде? Поистине слишком много красоты. Все это слишком совершенно, чтобы не заставить наши сердца пылать.


К сожалению, вы больше не сможете посмотреть на большом экране эту удивительную историю любви. Но это совсем не значит, что стоит оставить без внимания и другие спектакли, проходящие в рамках Летнего театрального фестиваля. Хочется выразить отдельно благодарность кинотеатру СИНЕМА ПАРК DeLUXE, двери которого всегда открыты для всех, кто готов насладиться легендарными постановками, пусть и не на большой сцене. И если кто-то пропустил: Летний театральный фестиваль проходит по вторникам и будет продолжаться вплоть до 24 сентября. Так что не упустите возможность.