Решил продолжить свою серию постов о правителях по тому или иному обстоятельству или полностью незнакомые или просто забытые в нашей стране. В своем первом посте по этой тематике я написал краткую биографию Бланки Кастильской, так что кто пропустил, или просто кому интересно, прошу пожаловать сюда: http://id77.livejournal.com/116941.html
Сегодня я расскажу Вам, мои дорогие читатели, о другом интересном персонаже древней истории – о Кнуде Свенссоне, прозванным Великим. Многие ли из Вас слышали о таком? Думаю, нет – таковых наберется немного. А раз так, то возможно Вам будет интересно. Возможно... :-))
Изображение 13 века могучего короля Кнуда Великого.
Родился Кнуд в самом конце 10 столетия (то ли в 994, то ли в 995 году) в семье датского короля Свена (Оттона) I прозванного Вилобородым (кстати, из-за формы усов, а вовсе не бороды) из рода Кнютлингов, и Святославы (или Гунхильды как ее принято было называть в Скандинавии), любимой дочери первого польского князя Мешко из рода Пястов. Кнютлинги – это одна из самых «крутых» династий того времени, которая старалась объединить под своей властью всю Северную Европу. Ее основателем считается легендарный конунг (князь-воитель) Рагнар Лодброк или как называли его многочисленные враги Рагнар Кожаные Штаны (тот самый, который «взял на копье» Париж в 845 году), а еще одного представителя династии знаете, наверное, все, мои дорогие читатели.
Харальд I Гормсон принимает крещение
Я сейчас говорю о Харальде I Гормсоне. Незнакомое имя? Хмм…Хорошо, попробую вот так вот: Харальд Синезубый. Что – тоже не очень помогло? Ну ладно, последняя попытка…Harald Bluetooth. Да-да, именно его именем была названа беспроводная технология для объединения различных электронных устройств. Называется она так из-за того, что вышеуказанный Харальд отличался высочайшими дипломатическими способностями и мог, в случае необходимости, найти язык практически с любым человеком. Кстати и значок Bluetooth, который вы часто можете видеть на своем телефоне, является сочетанием двух скандинавских рун: «хаглаз» — латинская H и «беркана» — латинская B. Самого же короля прозвали Синезубым по легенде за особую любовь к чернике, которую он поедал в поистине громадных количествах, из-за чего его зубы были всегда в соке этой вкусной и полезной ягоды.
Ну, так вот Харальд Синезубый был отцом Свена I Вилобородого, и собственно говоря, дедом рассматриваемого нами Кнуда.
Всем знакомая пиктограмма :-)
Но пока еще раз вернемся к его родителям. Свен I был рожден от наложницы, и так как в живых не осталось других детей, он напрямую наследовал своему отцу.
Очень непросто пришлось ему в первое время, но впоследствии он укрепил свою власть и смог вернуть контроль датчан над самым Северо-Западом Скандинавии, став, таким образом, королем не только Дании, но и Норвегии. Более того, этот сильный и неукротимый боец предпринял масштабное вторжение в Англию, пытаясь присоединить ее к своим владениям.
По поводу матери Кнуда до сих пор ведутся споры. Я же считаю, что его матерью была именно славянка Святослава, женщина сильной воли, добрая и справедливая, но очень хитрая и искушенная в интригах. Именно она смогла привить своим детям умение и вкус к политическим делам.
Свен Вилобородый
Кнуд не был первым сыном и соответственно не был наследником престола, посему и был кровно заинтересован в завоевании Англии. В феврале 1014 года во время очередного похода на Туманный Альбион от простуды умер Свен Вилобородый. За несколько недель до этого Витенагемот (народное собрание на островах, прообраз будущего парламента) провозгласил его английским королем, однако после смерти отменил свое решение и вновь передал корону Этельреду II Неразумному из саксской династии Уэссексов. Кнуд был вынужден вернуться в Данию, где при помощи своего старшего брата Харальда II, ставшего датско-норвежским королем, а также выделенных сил дядей, польским князем и будущим королем Болеславом I Храбрым, смог собрать войска и двинутся в Англию добывать престол. Два года бился Кнуд на Британских островах – сначала с Этельредом, потом с его сыном Эдмундом II Железнобоким. И если Этельред терпел одно поражение за другим, то вот с Эдмундом пришлось туговато – тот был неплохим воином и хорошим полководцем. В итоге в октябре 1016 году между Эдмундом и Кнудом было заключено перемирие на реке Северн, по которому Англия была разделена поровну между этими правителями.
Сражение Эдмунда Железнобокого (слева) и Кнуда Великого (справа)
Кнуду требовалась передышка, а также следовала оказать помощь брату Харольду во внутренних делах. Последний потерял трон в Норвегии, местные феодалы объявили королем Олафа II Харальдсона, называемого разными источниками то Олаф Толстый, то Олаф Святой. Его, кстати (а вовсе не Ярослава Мудрого, законного супруга) считают реальным отцом Всеволода Ярославовича от Ингегерды Шведской. Вот такой вот был интереснейший любовный треугольник.
Однако уже в ноябре 1016 года внезапно для всех Эдмунд II умирает, и Кнуд становится не полу-королем (если можно так выразиться), а полновесным монархом всей Англии. Некоторые поспешили обвинить датчанина, что тот де «помог почить в бозе» своему конкуренту, но насколько я понял, для Кнуда скоропостижная смерть Эдмунда стала также полной неожиданностью, посему не стоит его обвинять в сем преступлении.
Статуэтка Олафа Святого (он же Толстый) в одной из церквей Норвегии
Забыв о норвежских делах брата, Кнуд спешит в Англию и Витенагемот признает его королем в январе 1017 года. Однако видимо Свенссон не особо доверял местным феодалам и опасался претендентов на вторую половину королевства, посему делает «финт ушами» - официально объявляет, что берет в жены вдову Этельреда II Эмму Нормандскую, по сути, вдовствующую королеву Англии. Таким образом, хитрый датчанин убивает сразу же несколько зайцев. Во-первых, его английский королевский сан становится легальным не только де-факто, но и де-юре. Во-вторых, этот династический брак укреплял нормандско-датские связи, так как Эмма был дочерью могущественного герцога Нормандского. В - третьих, без кровопролития и войн устранялся от претензий на престол родной брат Эдмунда II и младший сын Эммы по имени Альфред. В-четвертых, Кнуд мог набирать собственное войско в Британии, не делая акцент на буйных и ненадежных наемниках из Скандинавии. Ну и в пятых, Эмма хоть и была на 12 лет старше Кнуда, считалась женщиной красивой и видной, так что датчанин в любом случае не прогадал.
Эмма Нормандская с детьми
Было, правда одно большое НО…. Дело в том, что у Кнуда уже давно была супруга. Звали ее Эльфгифу Нортгемптонская, и у семьи было двое сыновей – Свен и Гарольд. Для другого бы правителя это было бы реальной проблемой, но вовсе не для Кнуда. Он быстро смог договорится с обоими женщинами, с феодалами, а главное с духовенством, которые и придумало некую конструкцию, по которой Элифигифу была признана не женой, а любовницей, но при этом дети не посчитались незаконнорождёнными, хотя и лишились права перворождения, а сама Эльфигифу оставалась при дворе и играла при нем важную роль. Вот так то! Кнуд был действительно Великим в части умения договариваться и найти необходимые компромиссы минимальным жертвами.
Одно из предполагаемых изображений Эльфгифу.
В самом конце 1018 года из Дании пришло горестное событие – Харольд II, старший брат и помощник в делах Кнуда внезапно заболел и умер. Нежданно и негаданно в руках Кнуда оказалось сразу 2 короны – Датская и Английская. Учитывая то, что в Англии его положение все еще оставалось нестабильным, он провел несколько нестандпртных мер, практически полностью оправдавших себя. Для начала собрав большой данегельд (так называемые «датские деньги» – прямой поземельный налог для оплаты откупа викингам) он выплатил жалование большинству скандинавских наемников и отправил их по домам. На вторую часть денег он набрал войска среди британцев. И наемники были довольны, возвращаясь домой с богатым выкупом, и местные понимали, что король им доверяет. Во-вторых, он сделал регентом Дании ярла Ульфа Торгильсона, видного военачальника, пользующего большим уважением среди воинов, предварительно выдав за него замуж свою младшую сестру Эстрид (Маргариту).
Суровые даны (датские викинги) в вике (морском походе)
Шаг был очень рисковый, учитывая, что Ульф сразу начал интриговать, но по большому счету оправдал себя. В противовес возросшей власти ярла Улофа Кнуд в Дании с помощью своих ближних помощников начал создавать особое войско из юношей знатных семей, который назвался тинглид и был чем-то вроде прообраза будущего рыцарства. Ну а в третьих, и главное Кнуд начал преобразование своего английского королевства. Прежде всего, он разделил Англию по датскому образцу на четыре региона: Уэссекс, Мерсию, Восточную Англию и Нортумбрию, объединив более мелкие территории и владения, и заложив таким образом основы английского и британского территориального устройства. На этих территориях он максимально жестко подавил все недовольства и выдвинул наиболее лояльных местных феодалов типа графа Годвина и наиболее отличившихся и верных датчан типа Эрика из Хлатира.
Британия тех лет
В том же 1018 году супруга Эмма родила Кнуду сына Хардекнуда, которому он тут же отдал пальму первенства как наследнику, в обход уже рожденным от Эльфгифу Свена и Гарольда. Британцем это пришлось очень по вкусу, власть короля еще больше укрепилась. Через год супруга родила ему дочку Гунхильду и хитрый Кнуд тут же начал проводить переговоры о будущем этой малышки. Спустя 6 лет он каким - то чудесным образом смог договорится с германским королем (и будущим императором Священной Римской империи) Конрадом II о браке своей дочери и сына короля Генриха. Малышке Гунхильде было 6 лет, а Генриху 7. Но главное, в обеспечение будущего брака Кнуд получил от Конрада, а в управление Померанию (!!!). Не иначе как датский лис перехитрил будущего императора с помощью своей польской родни (напомню, что его матушка была из Пястов). Во всяком случае, набеги поляков на беспокоящую Конрада Померанию тут же прекратились. Осталось успокоить только легендарных йомсвикингов, базирующихся в своей грозной крепости Йомсборг, в устье Одера. Но то ли йомсвикинги были уже не те, то ли в очередной раз Кнуд смог договорится с теми, кого знал личное еще по походам отца в Англию, и кому выплачивал дангельд. В общем, все обошлось без большой крови и меньше чем за год Кнуд смог не только увеличить поднадзорную себе территорию, но и существенно укрепить тылы.
Конрад II
К 1025 году Кнуд Великий обрел большую силу – казна его полна, войско сильно, тылы крепки. Настало время разобраться с датским троном, на котором шурин Ульф уже в открытую начал призывать провозгласить королем государства Хардекунда, планируя, таким образом, избавится от опеки Кнуда и самолично именем малолетнего королевича править. Трудно сказать, как бы развивались события дальше, возможно возникло бы даже вооруженное противостояние, но внезапно Кнуду помог, сам того не желая, старинный враг – Олаф II. Именно из-за Олафа потерял норвежский трон Харальд II, старший брат английского короля, и Кнуд этого вовсе не забыл. Так вот этот самый Олаф, несмотря на тяжелее внутреннее положение (часть знати и бондов в открытую выражали свое недовольство политикой короля), а может именно для того, чтобы исправить такое положение (сценария «а-ля маленькая победоносная война») сговорился со шведским королем Анундом Якобом, чтобы напасть на Данию. И место, и время и союзник были выбраны крайне неудачно. Я не совсем понимаю, на что рассчитывал норвежский король, но внешняя угроза сплотила всех датчан вместе. На время забыл свои интриги ярл Ульф, с Англии с огромным войском спешил Кнуд, с Польши и Померании также подтягивалась подмога. Около полугода совместный шведско-норвежский флот нападал на прибрежные крепости датчан и их союзников, пока в середине 1026 года огромный английско-датский флот не отловил агрессоров в районе реки Халгео, что в Швеции. У Кнуда было заметное преимущество как по количеству кораблей (около 600 против 400 у его соперников), так и по численности воинов. Даже несмотря на воинскую хитрость (шведы с норвежцами перегородили реки плотиной и в нужный момент обрушили ее, расстроив строй и погубив немало датских кораблей) Кнуд одержал полную и безоговорочную победу. Шведский король пал в сражении, Олаф же бежал в Норвегию. Это был час полного триумфа Кнуда Великого. Во-первых, он под шумок быстро разделался с ярлом Ульфом (его люди спровоцировали конфликт и закололи зарвавшегося регента). Во-вторых, он занял часть Швеции и стал пусть не де-факто, но де-юре Шведским королем. Кнуд даже начал выпускать свою монету в крупнейшем торговом и политическом центре страны городе Сиггуне.
Приблизительная карта завоеваний Кнуда. Красным обозначены территории под его прямым управлением, оранжевым - вассалы, желтым - главные союзники
В третьих, на следующий год после битвы он совершил поездку в Рим, куда был приглашен в качестве почетного года на миропомазание своего свата Конрада II на трон Императора Священной Римской империи. Поездка прошла очень продуктивно – Кнуд не только заручился поддержкой Папы Иоанна XIX и утвердился в сонме одного из сильнейших (если вообще не самого могучего) монархов Европы, но и получил от Конрада II в придачу к Померании еще и Шлезвиг. Вернувшись из путешествия, он собрал небольшой флот (около 50 кораблей) и с этими силами вторгся в Норвегию. Короля Олафа никто не поддержал, и он бежал в Киев к Ярославу Мудрому. Так Кнуд Великий вернул трон своего отца, став, таким образом, королем Англии, Данни, Норвегии, синьором Швезвига и Померании, фактическим владетелем части Швеции (Скания), под его властью находились Шотландия, Уэльс, еще одна часть Швеции (Уппланд), Фаррерские, Оркнейские и Шетландские острова, несколько территорий в Ирландии. Его союзниками были Польша и Нормандия, Римский понтифик и Император также поддерживали его, с бургундцами он был в хороших отношениях. Могущество Кнуда стало максимальным и его прямо начали называть Великим.
Саркофаг короля в Винчестерском соборе
Умер Кнуд 12 ноября 1035 году в Шефтебери, что в Дорсете и впоследствии был похоронен в Винчестерском соборе. Практически сразу же после его смерти его империя распалась, а его дети не смогли удержать власть в своих руках. Кнуд был человеком очень вспыльчивым, жестоким, но всегда мог усмирять свои страсти ради дела. Он умел договариваться и вести переговоры, умел ждать, правильно выбирал момент и умел воспользоваться выгодами своего положения. Неплохой воин и полководец, он пользовался уважением и среди простых людей и среди феодалов. Мог наладить хорошие отношения с церковью, благодаря которой о нем в письменных источниках идет хорошая слава. И это при том, что по некоторым данным был ведуном (видел будущее) и колдуном (умел повелевать водой). Вот такой вот был Кнуд Свенссон по прозвищу Великий из династии Кнютлингов, король практически неизвестный у нас.
Надеюсь, не утомил Вас длинным рассказом.
Хорошего времени суток!