Часть I. Квартал-памятник Часть II. Через площадь к набережной Амура 20 Первую часть прогулки, в которой рассказывалось об уникальном квартале, в которой входит комплекс театра юного зрителя, я завершил на углу улиц Тургенева и Муравьева-Амурского. Тут я уже перешел на другую сторону последней и обернулся назад. Слева можно видеть оба дома Хлебниковых, справа – здание краевого совета профсоюзов, кстати, весьма неудачный проект советского времени, отнюдь не украшающий Комсомольскую площадь. Ну а на заднем плане почти все уже забили высотные новостройки нового времени. На их фоне из высоких зданий советской эпохи выделяется разве что обращенный к объективу торцом жилой дом специалистов Амурского речного пароходства (Тургенева, 68), построенный в 1937–1951 годах.
21 Самое начало главной улицы Хабаровска; наиболее узнаваемым его объектом, несомненно, выступает торговый дом Плюсниных постройки 1902 года (Муравьева-Амурского, 1). С легкой руки сомнительных специалистов по истории города даже один крупный краевой канал в своем эфире назвал его первым каменным зданием Хабаровска, чем поверг меня в глубокий шок. Первые кирпичные здания города сохранились до наших дней, хоть и в сильно перестроенном виде, и датируются они первой половиной 1880-х годов. Самые же старые каменные дома, по сей день сохранившие свой первоначальный облик, были построены в 1886 году. Даже показанный на первой фотографии этой части альбома дом Хлебниковых более чем на десятилетие старше торгового дома Плюсниных.
22 То же самое место, почти в том же ракурсе, но на сто с лишним лет раньше. Фотография, судя по еще отсутствующему дому Танцыревых и еще не установленным опорам электрического личного освещения, была сделана в интервале между 1902 и 1906 годами. На участке слева от уже построенного дома Пьянковых стоит какая-то невзрачная постройка, скорее всего, принадлежащая той же семье Танцыревых, так как земля тут была ими приобретена еще в 1888 году. Еще левее можно видеть строение, на месте которого сейчас стоит ресторан «Саппоро», построенный к 1989 году. Стоит обратить внимание на ширину улицы – для глубокой провинции, пусть даже для административного центра огромного региона, по меркам второй половины XIX века она просто удивляет. На далекую перспективу ориентировались!
23 Так и хочется сказать, что памятник павшим за власть Советов на Дальнем Востоке стоит в центре Комсомольской площади, но на деле это уже не так. Дело в том, что после расчистки участка под строительство Успенской церкви форма площади изменилась (хоть новую ее часть и называют Соборной, фактически это та же самая единая Комсомольская), расширившись на север. Тем не менее с момента своей установки и до начала 2000-х именно этот 22-метровый монумент формировал восприятие площади.
24 Комсомольская площадь с памятником в центре в 1960-е годы. Стоит обратить внимание на архитектурное оформление начала лестницы, ведущей к набережной. Направо вдоль края площади тянется увешанная наглядной агитацией ограда ЦПКиО.
25 Юго-восточный фасад комплекса Окружного дома офицеров Российской армии открылся взорам горожан чуть более десяти лет назад – в ходе упомянутой выше подготовки строительной площадки под Успенскую церковь. На площадь выходит вторая по старшинству часть комплекса ОДОРА, в основе которой лежит концертный зал.
26 Выходящий на улицу Шевченко главный фасад этой же концертной части. Построили ее в 1935–1937 годах, формально это ранний советский неоклассицизм, но в облике строения все еще прослеживаются традиции конструктивизма. Именно в последнем стиле выдержана примыкающая слева центральная часть комплекса ОДОРА.
27 Центральная часть комплекса значительно старше, чем кажется на первый взгляд. Датируется она аж 1884 (по другим данным, вообще 1883-м, но это менее вероятно) годом – в ее основе лежит резиденция приамурских генерал-губернаторов. Внешний облик здания в ходе череды реконструкций 1929–1934 годов изменился до полной неузнаваемости, но внутри стен все еще сохранилась самая старая кирпичная кладка в Хабаровске.
28 Не удержался и впихнул в альбом еще один вид концертной части ОДОРА, где хорошо виден весьма органичный, не портящий целостность восприятия комплекса, переход к конструктивистской центральной части здания. Кстати, концертное крыло проектировали известные ленинградские архитекторы Александр Иванович Гегелло и Давид Львович Кричевский.
29 Взгляд на Комсомольскую площадь с крайней западной ее точки. Я уже упоминал все запечатленные здесь здания, кроме Успенской церкви. Ее нередко и вполне заслужено называют пряничным домиком – стилистическое решение проекта весьма спорно, но лично у меня отторжения не вызывает, хоть я и не считаю этот храм образчиком хорошего вкуса. Тем не менее смешение стилей, включая даже готические мотивы, часто привлекает внимание гостей города. Это, разумеется, новодел – церковь построили в 1999–2002 годах. Тем не менее определенный исторический контекст тут имеется – до 1930 года почти на этом же месте, в центре площади, тогда носившей имя Соборной, стоял главный храм города – Успенский собор.
30 Если взглянуть на этот снимок ориентировочно 1890 года, можно, конечно, обнаружить некоторое формальное сходство Успенского собора XIX века с Успенской церковью XXI столетия. Как минимум, это пятиглавие. Правда, к 1905 году к собору пристроили два придела и колокольню, что изрядно изменило облик храма; в окончательном виде он имел еще меньше сходства с нынешним «пряничным домиком».
31 Сейчас главный вход в Центральный парк культуры и отдыха имени Н.Н. Муравьева-Амурского выглядит именно так – ухожено, но относительно аскетически, без особых архитектурных излишеств.
32 А вот главные ворота парка советской эпохи. Построили их в 1950-х годах и простояли они, если мне не изменяет память, до начала 2000-х.
33 Парадная лестница, соединяющая площадь с набережной. Она тут наглядно демонстрирует, что конец мая – лучшее время года в Хабаровске. :)
34 А вот так выглядела лестница к набережной во второй половине прошлого века. Правда, находилась она в стороне – у южного угла площади. В наши дни там лестница тоже есть, но она уже не единственная, а вторая на площади и второстепенная. Облик ее полностью изменился, входные пилоны с арками давно уже канули в лету.
35 Вот я уже у подножья главной лестницы, у самого входа на набережную имени Г.И. Невельского. Вдали видно находящееся на реставрации здание бывшей спасательной станции на Амурском утесе. После завершения всех работ там пропишется один из отделов краеведческого музея им. Н.И. Гродекова.
36 Вот это же здание в 1960-х годах. Опора ЛЭП, уродовавшая утес со стороны Амура, уже исчезла, но спасательная станция стоит заброшенной и ветшает. Ирония заключается в том, что здание это по своему декларируемому назначению никогда не работало – на деле построили его в 1943 году для военных, которым был нужен пункт наблюдения за рекой, по другую сторону которой находился более чем вероятный противник – японская императорская армия.
|