понедельник, 6 мая 2013 г.

Страх смерти


Olga Podolska


Экзистенциальный кризис: тема смерти

Смерть – самая очевидная из всех экзистенциальных данностей: о том, что люди умирают, каждый человек знает с младых ногтей. Тем не менее, на каждом жизненном этапе это знание трансформируется, видоизменяется, и не всегда это процесс, который проходит гладко. По сути, на каждом этапе нового осмысления смерти можно отметить признаки кризиса: как осознаваемую тревогу и опасности - так и потенциальные возможности. В лучших традициях любого кризиса, тревога хорошо осознается («страх смерти») – а возможности теряются в тумане. Какие, вашу мать, потенциальные возможности могут заключаться в том, что мы все умрем?!



Поскольку возможности избежать смерти нет, «потенциальные возможности» заключаются в усовершенствовании психологических защит, в переходе к более зрелому восприятию темы смерти – иными словами, в улучшении качества жизни. Совсем уж просто говоря:


Страх смерти – послание бессознательного о том, что пора изменить жизнь.


В кодексе японского самурая есть указание, что самурай, дескать, должен всё время помнить о смерти. Можно, конечно, воспринять это так, что, мол, «из депрессии по этому поводу не вылезать» - а можно и по-другому: что нужно жить так, чтобы не было мучительно больно за бездарно потраченные годы. Сказать легче, чем сделать, я в курсе. К счастью, именно то, что вызывает страх, и содержит в себе подсказку, что именно нужно в жизни изменить.


1. Потеря


Страх смерти, накативший после столкновения со смертью близкого человека, говорит о том, что работа горя не завершена. В этом случае «изменение жизни», которое предлагает этот страх – научиться принимать те чувства, которые связаны с потерей. Позволить себе осознать, что не всё поддается человеческому контролю, что силы людские конечны, и что все мы – люди, и можем злиться от бессилия и плакать от невозможности что-либо изменить…


Это не такая простая задача, как кажется, но пока она не решена – подобного страха смерти избежать не удастся. Придется раскапывать доступ к собственным чувствам, в одиночку или с помощью психотерапевта. Жизнь человека, лишенного доступа к собственным чувствам – это не жизнь, это существование. Именно это и предлагает вам изменить этот страх смерти.


2. Приобретение


Иногда страх смерти наказывает отнюдь не после потерь – а, наоборот, после приобретений. Например, рождение ребенка почти всегда изменяет отношение родителей к своей собственной жизни: они становятся более ответственными, осознавая, что их жизнь необходима детям. Но иногда эта ответственность зашкаливает – и тогда мама просыпается в холодном поту по ночам: «А вдруг я умру?!» Таким приобретением может стать не только ребенок – практически, им может стать всё что угодно.


Подобная тревога имеет под собой резон, отмахиваться от которого неконструктивно. Скорее всего, есть что-то, что вы могли бы сделать для обеспечения будущего, но до сих пор не сделали. Прояснение запутанных отношений, например, нередко требует большой смелости – и в подобном случае эта тревога как раз и дает вам силы предпринять какие-то конкретные действия. Написать завещание, прояснить обязательства, запросить поддержку. Если вы умрете, сделать это будет уже некому – так сделайте это сейчас. Человек действительно смертен, и, что хуже того, он смертен внезапно – и если вам важно будущее кого-то или чего-то после вашей смерти, обеспечьте для этого всё что можно прямо сейчас, ещё при жизни. Именно это и предлагает вам сделать этот страх смерти.


Если вы твердо уверены, что сделали абсолютно всё, что возможно в вашей ситуации, а страх смерти не отпускает – пора идти к психотерапевту, учиться принимать то, что вы не можете изменить, см. п.1.


3. Близость смерти


Больные в терминальных стадиях нередко испытывают страх смерти, и в подобных ситуациях говорить об «изменении жизни» казалось бы, нелепо – и, однако же, речь идёт именно об изменении жизни: о привнесении в свою жизнь измерения духовности.


Дуализм жизни и смерти существует только на уровне материи – и соприкосновение с переживанием недуальности дает человеку способность философски воспринимать дуализм материального мира. Нередко умирающие, оглядываясь на свою жизнь, находят в ней глубокий смысл: то, что казалось цепью случайностей, оказывается выражением некой высшей идеи – и уход в мир иной ощущается как её продолжение. Страх толкает на сопротивление; принятие будущего избавляет от страха перед ним.


Это большая и сложная тема, о которой несколько подробнее я планирую сказать в статье о духовном кризисе. Искренне надеюсь, что в эту статью я данный пункт вставила исключительно для полноты охвата темы.


4. Беспричинный страх смерти


Когда в жизни ничего не менялось: ни потерь, ни приобретений; и вдруг ни с того ни с сего наваливается страх смерти, - это, собственно, и есть экзистенциальный кризис в его классическом понимании. Жизнь развивалась-развивалась, и дошла в своём развитии до того момента, когда пора что-то поменять. Какие-то нереализованные возможности во весь голос вопят о том, что они не реализованы, какие-то желания давно пора осуществить, а человек их, бывает, даже и осознать-то себе запрещает…


Все люди в чем-то похожи, но при этом каждый человек индивидуален. Осознание этой своей индивидуальности не всегда проходит гладко, ибо нет для неё никаких шаблонов, и чаще всего человека не учат её осознаванию: обществу надо, чтобы мы успешно выполняли свои социальные роли, были правильным и надежными винтиками в машине социума, а остальное его не колышет. Осознать собственные индивидуальные желания при таком раскладе представляется задачей нетривиальной. «Чего я хочу? – а чёрт его знает… вроде всё есть», - как бы говорит себе человек, и живет дальше по привычке. Вернее, не живёт, а существует.


Тем не менее, потребность в самореализации – это одна из ключевых потребностей каждой личности. К сожалению, часто только перспектива смерти напоминает человеку о том, что эта его потребность осталась без внимания: обидно умирать, если свои глубинные желания не то что реализовать – почувствовать даже не успел! Когда человек живет не своей жизнью, раз за разом выполняя требования общества, мамы, папы и прочих значимых фигур в своей жизни, рано или поздно наступает момент, когда он с неопровержимой ясностью понимает, что всего этого недостаточно, чтобы назвать это существование жизнью. Именно это и предлагает изменить беспричинный страх смерти: осознать свои собственные глубинные желания и начать уже, наконец, их выполнять.


Если осознать их самостоятельно не удается – ну, вы догадались уже. Пора идти к психотерапевту. Отвечать себе на вопросы: кто я? и чего я хочу?


Упражнение


Вы можете смоделировать себе маленький экзистенциальный кризис на тему смерти по примеру японских самураев: просто представьте себе, что вы умрете не «когда-то там», а конкретно – через год. И напишите список того, что вы будете делать в течение этого года, и как вообще изменится ваша жизнь в связи с этим известием.

А теперь представьте, что вы умрете через месяц. И точно так же запишите, что вы будете делать, а чего, наоборот, не будете.

А теперь представьте, что вам осталось 15 минут: времени хватает только на то, чтобы написать письмо. Кому, о чем – решайте сами. И напишите его.


Это упражнение помогает осознать и расставить свои собственные приоритеты. Возможно, после этого упражнения вам станет яснее, что необходимо изменить в своей жизни уже сейчас. Не дожидаясь, собственно, смерти…