вторник, 14 мая 2013 г.

Ралли «Полюс Холода 2013». День первый. Путь из Якутска в посёлок Хандыга.

Я склонен верить, что многие вещи в моей жизни происходят случайно, спонтанно и еще как-то. Но в полной мере я этого утверждать не могу, т.к. информация о некоторых событиях витает в воздухе. И вот тебе говорят: «Есть возможность съездить в Оймякон!», — мозг сразу же начинает задавать вопросы «Что? Как? Зачем? Это же опасно!», и вроде всё логично и доводы организм понимает и принимает, но в самый последний момент жопа кричит «Индеферентно! Вальсируем!» и мозг со стоном «Ох!» делает извилиной facepalm.jpg

В десятых числах марта мне позвонил Вася и, я сразу не понял это он спрашивает или утверждает, сказал в трубку: «Ты в Оймякон едешь?». Я тогда подумал, про какой еще Оймякон он мне втирает? Нет, я слышал, про Оймякон и что он является одним из Полюсов Холода.


По́люсы хо́лода — районы земного шара с наиболее низкими зарегистрированными температурами на данном полушарии. Также понятие «Полюс холода» может быть использовано для названия региона с наиболее низкой температурой на всей планете.




Но в тот момент сознание еще не успело связать эти два факта...

Ну и как вы поняли, мне предлагалось не просто морозить задницу в Якутске, а таки отморозить её в Оймяконе )






Когда Вася звонил, то упомянул, что для Якутска это дело довольно таки значимое. Я сказал «Поехали!» «Хорошо» и повесил трубку. В тот момент было как-то не до ралли, но червячок желания начал подтачивать кору головного мозга в поисках разумного зерна, и думаю, что обошлось не без наводки со стороны жопы. И всё это было так ненавязчиво, что я сам прозрел, когда обнаружил себя на форуме джипперов в поиске информации о ралли.


Как оказалось, событие действительно не рядовое. Проводилось впервые. Спонсором, выступала мэрия города Якутка во главе с Айсеном Николаевым. И призы ожидались не маленькие.


В тот момент как я дочитывал форум жопа уже проснулась и совершенно чётко был слышен её крик «Надо ехать!». Я позвонил Васе и начал расспрашивать про условия участия. Но Вася сделал финт ушами и сказал, чтобы я звонил Косте ибо тот один из судей-организаторов. Ладно. Позвонил.


Ралли — вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях. Это вид гонок отличается тем, что заезды главным образом прокладываются по автомобильным дорогам общего пользования, в формате «из пункта A в пункт B» с прохождением контрольных точек. Спортсмены едут на максимальной скорости только на специально перекрытых скоростных участках (их обычно называют СУ или ДОП). А от одного спецучастка до другого раллисты передвигаются, соблюдая все правила дорожного движения и за строго определенный временной норматив.



В ходе общения с судьёй узнал следующую информацию. Ралли проводится будет с 21 по 24 марта включительно. Выезд из Якутска в 10 утра 21 марта. Вечером того же дня надо быть в Хандыге. 22 марта выезд из Хандыги в Томтор. Ночёвка. 23 марта выезд из Томтора в Оймякон. Проведение скоростного заезда и снова возвращение в Томтор. Ночёвка. 24 марта проведение внезачётного заезда и выезд домой.

Обсудили еще вопрос относительно размещения на ночлег во время проведения ралли. Организаторы пока не знали точно кто и где будет размещаться. На тот момент всё было в процессе согласования. Но сказали сразу — каждый участник за размещение платит сам. Организаторы брали на себя хлопоты только за обеспечение наличия мест, но не за само размещение. Так же и с питанием. По оценкам, размещение на ночёвку могло стоить от 300P до 2000P. И речь шла далеко не про двухзвёздочные отели.




Васин пепелац


Еще обговорили список того, что надо было с собой взять (must-have list): спальник, тёплые вещи, тёплую обувь, еда, вода, термос, предметы гигиены и первой необходимости, тёмные очки. Причём было совершенно не понятно как рассчитывать рацион, т.к. не было точной информации будет ли возможность поесть где-то на ночёвках. Другими словами, чем больше я задавал вопросов, тем больше новых возникало.




Спальник. Спальник был нужен т.к. не было понятно, где будем спать. По прогнозам мы могли ночевать: в гостинице, арендовать квартиру/дом, общежитие, либо нас могли разместить в спортзале. Забегая вперёд скажу, что мы опробовали почти всё из списка )

Тёплые вещи и тёплая обувь. Мы ехали на Полюс Холода, где только недавно был зарегистрирован минимум температуры в -71,2°С. Так что одеваться надо было тепло. Мало ли, что на трассе могло было случиться. Двигатель стал и всё. Жди подмогу. Она приедет, но через сколько? Так что замёрзнуть можно было очень легко. Особенно это касалось обуви. Т.к. если на плечи можно было одеть сто одёжек, то на ноги особо много не напялишь. Я одел зимние ботинки. Унтов у меня, к сожалению нет, ~18 000P для меня деньги не маленькие. И надо признаться, что ноги у меня подмерзали, при том, что на улице я особо долго не находился. До 30 минут максимум. Не без прыжков на месте.


Перчатки. Было две пары. Одна на одну. И то не всегда спасали. Мало того, приходилось их снимать порой, чтобы скорректировать настройки фотоаппарата. Надо было брать варежки, но тут я чёт тупикнул.


Еда и вода, термос. Из продуктов надо было брать с собой то, что можно было быстро приготовить. Либо то, что не испортится за пару дней. Стандартный набор включает в себя: Доширак, хлеб, колбасу, сыр, варёные яйца, жаренная курица. Обязательно: печенье, вафли, орехи, шоколад. Я взял с собой вафли, пряники, шоколад. Ибо каждый раз ваять бутерброды как-то неудобно, тем же печеньем можно перебить временно чувство голода и не отвлекаться от маршрута. Воды я взял 12 литров в бутылках по 2 литра. Во-первых, повреждение одной бутылки не приведет к потере всего запаса воды. Во-вторых, одну бутылку можно держать в непосредственной близости от себя и спокойно пить, в отличии от невозможности нормально пить на ходу из 5-литровой канистры. Это очень пригодилось нам во время дороги. Ну и термос. Термос просто с горячей водой. Имея такой можно спокойно на привале заварить чай в кружке, либо запарить Доширак. Если по оценки ситуации видно, что до финиша привалов не будет, но хочется чая, то в термос можно просто кинуть пару пакетиков чая и получить уже термос с чаем. Кэп одобряет, если чё.


И вообще, еду в дорогу стоит брать раздельными ингредиентами, чтобы на выходе получить возможность эти ингредиенты смешивать по усмотрению.


Тёмные очки. На открытом пространстве, где много снега, очень необходимы очки т.к. хоть и холодно, но отраженный свет от снега глаза выжигает на раз два.




Подведя итоги и рассчитав стоимость приобретения всего необходимого, мы с Костей вышли на сумму ~12 000P на человека. Не маленькая сумма. Это при том, что с нас не требовали взносов на участие (эти расходы на себя взяла мэрия). И это минимальный набор. Другие участники брали и другие вещи. К примеру, кипятильники и газовые горелки, для приготовление пищи в полевых условиях. Зимние палатки, чтобы в случае чего можно было ночевать и на улице. Топоры, складные печи и прочее и тому подобное.


Когда возник вопрос о моём участии, оказалось, что машина для прессы забита «битком» и еще одного пассажира вместить не сможет. Но Дима Хватов, председатель Федерации Автомобильного и Мотоциклетного спорта РС(Я), обещал всё порешать. И решил. Меня просто посадили в нагрузку к одному из экипажей.




«Экипаж машины боевой». Слева направо: штурман и пилот экипажа №11. Nissan Patrol


Кстати, про экипажи. По условиям ралли, в составе команды должно было быть минимум 2 пилота. Причём, если один ведёт, то второй в это время выполняет обязанности штурмана. Это минимум. Максимум же ограничивался вместительностью транспортного средства с учётом безопасной езды: тело каждого должно было быть зафиксировано на сидении и при возникновении внештатных аварийных ситуаций не вылетать в окна.


Кроме того, важной особенностью и требованием безопасности было наличие на голове каждого участника шлема. Причём, неважно что это будет штурмовой шлем спецназа ГРУ, автомобильный шлем, велосипедный шлем или просто желтый тазик из под квашеной капусты, — но он должен защищать голову и повышать травмоустойчивость организма, у которого он на голове.


Самое интересное, что про шлем мне сказали в одиннадцать часов вечера дня перед стартом. Я было охуел (при чём как от ситуации, так и от предыдущего предложения), но меня тут же сказали, что шлем есть. Хоккейный )


DSC_9502 copy

Наш «танк»


В каком экипаже я буду ехать мне не сказали т.к. жеребьёвка должна была состояться только на старте. Но телефон водителя дали. Причём сказали, что старт будет на площади Орджоникидзе в 10 часов утра. Но когда я в 9 утра находясь на работе проводил последние приготовления, мне позвонил пилот и спросил: «Ты где, а?!», — я понял, что видимо что-то случилось. Я у него спросил, разве старт не в 10 на Оржанке? На что он ответил, что старт в 10, но в Нижнем Бестяхе (пригород Якутска). И спросил куда подъехать подобрать меня.


DSC_9511 copy

«Танк» с другого ракурса


Когда я вышел из конторы, то увидел, что машина на которой мне предстоит ехать оказался Nissan Patrol с дизельным двигателем (как я тогда просёк про двигатель, я не знаю). Машина не для скоростных гонок, но для ралли в самый раз. В составе экипажа было двое. Один пилот и штурман с водительскими правами. Оба в ралли принимали участие в первый раз, как и я впрочем. Водителя звали Сергей, штурмана — Максим. Экипаж №11. (абалдеть исчерпывающе)


Я закинул сумку в багажник и мы поехали на место сбора. Так как старт находился по другую сторону реки от Якутска, то точка предварительного сбора была в карьере возле переправы (логика за гранью фантастики, чё).


Когда подъехали, увидели, что на точке собралось уже довольно много народу. Но не все. Часть еще только подъезжала.


DSC_9517 copy

Участники построились перед переправой через реку Лена


Вася уже был на старте. Приехал незадолго до нас. Был полон оптимизма и всем видом своим показывал, что рвётся в бой.


DSC_9521 copy


Машину свою он подготовил ОСНОВАТЕЛЬНО. Мы с ним пообщались немного перед стартом. Он рассказал, что взял с собой максимум. Даже заднее сидение снял, чтобы больше «скарба» поместилось. Мне даже на какой-то момент показалось, что он переезжать в Оймякон на ПМЖ собрался, ибо чего у него в машине только не было. Было видно, что Вася просчитал всё. Видимо ночь не спал накануне.


DSC_9496 copy

Во чреве монстра! Кстати, слева стоит английский шпион. Без шуток )))


Ну и водительское и штурманское места поражали. Если обратите внимание, то у него GPS-навигаторов только 3 штуки (по-любому всю ночь у прохожих отжимал). Кроме того, видео-регистратор, рация, бортовой компьютер. Ну и еще всяких приборов таких как альтиметр есть по чуть-чуть.


DSC_9497 copy

Васин пепелац показал свой желудок


Ну машину внешне он тоже украсил как мог. Прикрепил флаги компании, республики и внедорожного клуба «Мамонт». Это не считая наклеек спонсоров и наклеек с номером экипажа, которые выдавались каждому участнику. Плюс два логотипа компании по бокам автомобиля, которые мы ему делали накануне и которыми он нам вынес внезапно мозг.


DSC_9500 copy


Ну и так как у нас было мероприятие всё же серьёзное, не обошлось и без представителей МЧС. Служба спасения РС(Я) выделила свой экипаж со специалистами на борту для сопровождения спортсменов во время проведения ралли. Данная машина выезжала всегда последней и должна была буксировать и подбирать всех спортсменов, которые сломались на трассе.


Кстати, про поломки. Каждому экипажу выдавали "Sosok" — ламинированную табличку, у которой на одной стороне на красном фоне была надпись "SOS", а другой на зелёном фоне надпись "OK". В случае остановки экипаж должен был на автомобиле на видном месте разместить данную табличку в соответствии с ситуацией. Если все нормально и они просто остановились пописать или полюбоваться природой, то выставлялась табличка стороной "ОК", если произошла поломка или нужна помощь (ну там бумага туалетная Zewa+ (3 слоя) закончилась) — табличку выставляли надписью "SOS". По регламенту проведения соревнований любой проезжающий экипаж, увидев остановившейся экипаж с табличкой "SOS", должен к нему подъехать и спросить причину остановки и помочь (ну бумаги подкинуть).


DSC_9504 copy

Самая мощная машина всё же была у МЧС


Судьи передвигались на транспорте более типичном для северных областей Российской Федерации, а именно — на УАЗике, который народ называет просто «Буханка».


DSC_9507 copy


Хочу обратить внимание на одного из участников с виду ни примечательного. Обычный Nissan Patrol не самой новой серии, если бы не одно обстоятельство. Данный участник приехал своим ходом из города Мирный. Для информации: из Якутска до Мирного лететь 2 часа самолётом. Можете представить себе расстояние, которое они проехали, чтобы поучаствовать в ралли «Полюс Холода».


DSC_9508 copy

Экипаж из города Мирный. Представители Мирнинского автоклуба «Медведь»


Тусили мы на точке предварительного старта где-то полчаса. Подождали пока все соберутся, а потом наконец-то погрузились на машины и двинули на старт.


DSC_9523 copy

Сергей в основном участвует в троффи на квадроцикле, поэтому GPS у него карманного типа Garmin GPSmap 62


DSC_9530 copy

Автоколонна движется на старт


Сам старт тоже не сразу состоялся. Когда приехали, судьи собрали участников на брифинг, в ходе которого напомнили основную информацию по гонке и сообщили, что старт участников будет осуществляться согласно порядковым номерам с интервалом в 5 минут.


DSC_9538 copy


Первым стартовал Василий на своём Suzuki Escudo.


DSC_9546 copy


DSC_9548 copy


Участники были разделены на три группы. Первая: работники мэрии. Вторая: представители от предпринимателей. Третья: представители внедорожного клуба «Мамонт».


Если говорить про машины участников, то они были самыми разными как по виду, году выпуска, так и по стоимости. К примеру, экипаж организации «Дети Якутии» (хрен пойми кто они и что делают) участвовал не на самой старой модели Toyota Land Cruiser Prado.


DSC_9564 copy


Еще одни участники, уже со стороны «Мамонтов», тоже были на «Прадике», но моделью чуть постарше. Позади них примостилась еще одна Toyota и тоже Land Cruiser. В Якутии вообще любят «Крузаки».


DSC_9568 copy


Наш экипаж был тоже со стороны «Мамонтов» и, если кто забыл, передвигался на Nissan Patrol с дизельным двигателем (сам в шоке от того, как я это понял).


DSC_9577 copy


DSC_9570 copy


Помимо основного брифинга для всех и сразу, для машин, которые стартовали, проводился индивидуальный брифинг. В этот момент штурману выдавалась легенда с маршрутом и давались последние напутствия (спаси и сохрани там). До этого момента ни водитель, ни штурман толком не знали куда поедут и с какой скоростью.


DSC_9586 copy


DSC_9635 copy


И как раз старт стал для меня переломным моментом в этой гонке. Почему? Потому, что именно на старте я вдруг перестал быть фотографом и стал штурманом (жизнь, она порой сильно ломает). На старте, когда начали выдавать легенды, мы пытались хоть одним глазом посмотреть, что и как там написано, чтобы представлять как будет проходить гонка. Но так чтобы разузнать все незаметно не получалось. Когда подошло наше время ехать на старт и нам выдали легенду, то оказалось, что тот, кто должен был быть штурманом слегка подтормаживал.


Пилот было начал злиться, но вдруг посмотрел на меня и спросил: «У тебя в школе математика была?». Я посмотрел на него и ответил: «В школе не было, а вот в универе изучал высшую математику». После чего водитель обратился у своему напарнику и сказал, чтобы тот отдал мне легенду и калькулятор. И попросил рассчитать время когда наша машина должна быть на финише. Я согласился (а что делать-то уже было?).


Согласно легенде в первый день мы должны были преодолеть спецучасток по дорогам общего пользования длинной 384 километра. С финишем в посёлке Хандыга. Средняя заданная скорость должна составлять 55 км/час.


Причём, ралли, это такая штука, что если на финиш опаздываешь хоть на секунду относительно времени, которое рассчитано судьями, то экипаж получает штрафное время в 10-кратном размере. Если приезжаешь раньше расчётного времени, то экипаж снова получает штрафное время, тоже в 10-кратном размере от времени превышения. Если приехал раньше или позже на минуту, то ко времени прибавляют 10 минут штрафного времени.


Согласно полученным данным и произведённым расчётам, наше время в пути должно было составить 6 часов и 58 минут + 9/10 минуты. Причём на показания GPS мы не ориентировались. Основным приборами для нас были секундомер, калькулятор, часы и спидометр. ДжиПиЭска нами воспринималась только как вспомогательное устройства корректирующего действия ибо у неё как у гражданского прибора есть погрешность (видимо бухает по пятницам как и все).


Мы выехали в 11:31. В Хандыге должны были оказаться в 18:30.


Кроме того, на трассе, в неизвестных для нас местах, стояли машины судей, которые наблюдали за участниками и за их поведением на дороге. Это были так называемые точки Внезапного Контроля Времени (ВКВ) и Внезапного Контроля Скорости (ВКС). Данные этих точек фиксировались в итоговом протоколе и могли существенно повлиять на положение участника в рейтинге заезда. Вплоть до дисквалификации экипажа с соревнований.


Финиш был на въезде в Хандыгу.


DSC_9661 copy

Автомобиль спонсоров производителя шин "Yokohama"


DSC_9672 copy


На финише нас ждали судьи и журналисты различных СМИ. В частности репортёры телеканалов «Россия 24», «ЯТВ» и "RT".


Причём не просто ждали участников и снимали их крупным планом, а брали у каждого интервью. На фотографии ниже интервью берут у экипажа №5, которого все боялись. Почему? Потому, что в его составе ехало два брата, которые являются профессиональными ралийными гонщиками. И если для нас ралли было в диковинку, то для них это было суровой правдой жизни. Им, кстати, пророчили первое место, но забегая вперёд скажу, что они лохонулись в расчётах немного и пришли 9-ми в общем зачёте. Не повезло.


DSC_9689 copy


DSC_9696 copy


DSC_9718 copy


Когда все финишировали, организатор гонки собрал всех на мини-брифинг, чтобы сообщить как и где мы будем ночевать. А так же предложил тем, кто хочет, съездить поесть в одном из кафе посёлка.


DSC_9730 copy


Надо заметить, что в плане кафе нам сделали одолжение т.к. в Хандыге после 19 вечера не работет ни одного ресторана и ни одного кафе. Но для спортсменов пошли на встречу (гоп-стоп, мы подошли из-за угла) и открыли пару заведений в поздний для посёлка час.


DSC_9734 copy


Интерьеры поражали воображение... Хотелось взять и танцевать!


DSC_9738 copy


Но на этом всё не закончилось. Как оказалось нас ждали не только работники кафе. В посёлке намечался какой-то праздник и мы оказались одними из почётных гостей (внезапно!). Было как-то неприятно и непонятно в равной степени, когда ты стоишь на крыльце куришь и на тебя показывают пальцем, то ли из-за того, что ты куришь, а значит ты тварь, подонок, хулиган, то ли из-за того, что ты приехал как спортсмен и для жителей Хандыги стал достопремечательностью и звездой неведанных ранее масштабов (кому тут автограф на молочных железах?). В общем, было в какой-то степени неуютно.


DSC_9743 copy


А потом появился Толстяков ( tolstyakov ). Это успокоило.


DSC_9744 copy


А потом и вовсе всё стало понятно. И всё оказалось намного прозаичнее, чем думалось вначале. Оказывается параллельно с нами в Хандугу приехал ни кто иной как, мать его, Санта Клаус! Настоящий. Да, настоящий Санта Клаус из Финляндии. Оказывется в конце марта у Дедов Морозов туса в Оймяконе проходит. Каждый год. И в этом году, проездом через Хандыгу, в Оймякон следовали: Санта «Мать Его» Клаус (Финляндия), Зима (РФ, Якутия), Дед Мороз (РФ, Великий Устюг), Паккайне (РФ, Карелия), Ямал Ири (РФ, ЯНАО).


DSC_9749 copy

Слева направо: Зима, Санта Клаус, Дед Мороз


По легенде всю эту толпу Зима встретила в условном месте и теперь сопровождает к резеденции Якутского Деда мороза Чысхаана в Оймяконе, где у них произойдёт их морозный конгресс и послеконгрессная туса.


DSC_9751 copy


Как только они зашли в зал, дети на трибунах сразу же завизжали от радости. Так мало того, детский поток просто хлынул с трибун и захлестнул собой сказочных персонажей. Все хотели с ними сфотографироваться.


Ведущей концерта пришлось минут 20 просить родителей забрать детей со сцены и усадить их на места. С трудом, но это всё же удалось.


DSC_9758 copy


DSC_9761 copy


После того как все расслелись, в зале чуть приглушили свет...


DSC_9765 copy


DSC_9772 copy


И концерт для почётных гостей начался. Первыми на сцену вышли участники одного из национальных ансамблей с народным якутским танцем.


DSC_9793 copy


После него была проведена традиционная для Якутии церемония общения с духами огня.


DSC_9818 copy


DSC_9834 copy


DSC_9843 copy


DSC_9855 copy


Гости смотрели с вниманием и затаив дыхание.



DSC_9856 copy


DSC_9857 copy


В какой-то момент на сцену вышли три девочки и один маленький мальчик. Как мы узнали потом, это были представители дагестанской диаспоры. Мальчик старался во всю танцуя па национального танца. Девочки тоже от него не отставали.


DSC_9885 copy


Это был последний номер концертной программы и по его завершению мы отправились спать. Поселили нас в общежитии Горно-Геологического Техникума имени Штырова. Довольно чистое и уютное место. 500P за ночь с человека. Комнаты по 4 и по 2 кровати. Есть душ и санузел. После 7 часов в машине место показалось нам райским.


В общем, так закончился первый день Ралли «Полюс Холода».