понедельник, 8 апреля 2013 г.

Colors of math

Поразительно, как человеческая энергетика может повлиять на отношение к предмету. Екатерина Еременко – женщина-режиссер с удивительной биографией и невероятной харизмой, о существовании которой я узнал в день ее визита к нам в редакцию в ЖЖ. Фильм «Чувственная математика», который в конце апреля выйдет в прокат в Москве, Катя из Германии приехала презентовать лично. До премьеры в Новосибирске заехала пообщаться с нами. Но пока она не появилась в редакции, интереса к этому фильму у меня, честно сказать, не было. Но она пришла, и часовую беседу с нами я слушал с открытым ртом. В Кате есть какой-то невероятный артистизм, внутреннее свечение, она по-настоящему болеет за то, что делает. И тот огонь, который находится у нее внутри, передался и мне. Фильм захотелось смотреть тут же.



Анатолий Фоменко рисует картины, вдохновляясь математическими формулами




«Чувственная математика» - это, своего рода, дань уважения прошлому, в котором Катя планировала стать математиком. Закончила математико-механический факультет МГУ и планировала учиться в аспирантуре, когда жизнь пошла по совершенно другому сценарию. Катя стала профессиональной моделью. Работала в Европе. Но, как человек умный, она понимала, что долго эта работа продолжаться не может. Поэтому начала заниматься журналистикой, вела программу «Времечко» и параллельно поступила на режиссерский факультет во ВГИК. Выбрала документальный жанр, потому что только там есть та режиссерская свобода, которой нет в драматическом кино.



Рабочее место Максима Канцевича




Итак, сразу стоит оговориться, что речь идет о высшей математике. Но для нас это все равно далекая от романтизма наука, скучная. А люди, которые ей занимаются. Кто они? У нас у всех образ математиков не связан с образом творческих личностей. Еременко решила показать, что математика - это очень тонкая наука, а люди, которые ее занимаются, это люди творческие. Но как это сделать? Вдруг возникла идея связать математику с человеческими чувствами: вкусом, зрением, обонянием, осязанием, слухом и чувством баланса. На каждое чувство по математику. В фокусе внимания 6 великих ученых современности, некоторые из которых с внешним миром вообще не выходят на связь. Но Екатерине Еременко удается практически невозможное: завести с этими людьми диалог, а оператору - Павлу Костомарову снять моменты творческого поиска, живые эмоции, настоящие чувства людей, для которых математика – это жизнь. Опираясь на систему координат, каждому из них намного проще объяснить, в чем состоит их работа. Жан-Мишель Бисмут, рассказывая о слухе, вспомнил, что разгадать формулу ему помогла музыка Вагнера. Но между формулами, терминами и размышлениями, в которых не все и всегда понятно, начинаешь понимать, что эти математические вычисления, которые кажутся неприменимыми в жизни, решают наше будущее. Сможем ли мы полететь на Марс, разрешить проблему транспорта в мегаполисах, вылечить опасные болезни и другие вещи.

Максиму Канцевичу досталась самая сложная тема «чувство баланса», и оказалось, что рассказать о том, что происходит в его собственной голове на эту тему совсем не просто, практически невозможно. Камера ловко фиксирует его попытки что-то сформулировать, когда он напряжен и ищет подходящие слова, но они не приходят. И математик вынужден признать, что он пытается сформулировать то, чего еще нет. В этот момент становится понятно, что работа этих умов является высшим творческим процессом. Где вдохновение приходит откуда-то из космоса, а новая формула является чем-то вроде картины.