четверг, 4 апреля 2013 г.

Домашнее воспитание


Olga Podolska


Одним из самых адских, кошмарных воспоминаний моей жизни остается работа в детском доме - развивающее занятие для учеников второго класса на тему "Овощи. Помидор и огурец". С тех пор прошло 20 лет, мне доводилось работать с комбатантами из горячих точек, с жертвами катастроф, с пострадавшими в терактах, - но я не помню такого ощущения холода под ложечкой, как в тот солнечный весенний день, когда я в комнате, заваленной яркими (и весьма дорогими) игрушками, объясняла психически нормальным и довольно взрослым детям отличия огурца от помидора...

Это не ирония и не тонкости сравнительной ботаники: это просто в детдоме дети в восемь лет могут не знать, что из этих предметов огурец, а что помидор. Они их, возможно, даже ели.

Но никто. Никогда. Не говорил им, что из этого - что.

Потому что это детдом, детка.


Тогда мне казалось, что в домашнем воспитании это невозможно.


... В лихие 90-е многим пришлось туго, и на какое-то время я даже утратила свойственный мне непробиваемый оптимизм. Мне казалось, что и развод с мужем прошёл неудачно, и ребенка растить одной тяжело, и продуктов дефицит, и вообще безобразие творится. После родительской семьи, где огурцов, помидоров, и прочих смородин и яблок с дачи было всегда вдосталь - необходимость покупать дочери "стаканчик крыжовника" на рынке воспринималась как совершеннейший моветон. Жизнь идёт неправильно, казалось мне. Ребенку не докладывают витаминов!


Тем более, что дочь не особенно-то все эти ягоды и фрукты ценила, - клюнет пару ягодок, и опять айда на улицу. В какой-то момент моё материнское сердце дрогнуло, и я стала давать фрукты ей с собой: "Угости Машеньку, зайка!" - экспериментальным путем было выяснено, что в процессе угощения других возрастает её собственный интерес к дарам природы.


И вот однажды.


Однажды солнечным весенним днем к нам домой пришла целая делегация дошколят:

- Тётя Оля, а дайте вот этих... красных таких? Дайте ещё!


Они не знали слова "смородина"... потому что никто никогда раньше покупал им даже стаканчика этих, красных таких. На рынке выходило дорого. В магазине - дефицит. Дач, вероятно, у родителей не было... У меня, впрочем, тоже не было, - но всё время после того, как я отдала им все ягоды, которые у меня были, я плакала и при этом радовалась. Что у меня хватает денег на этот чёртов стаканчик смородины. И крыжовника. И ежевики.


Потому что в отсутствие всего этого - даже домашнее воспитание не спасает, детка.


К чему я это всё. У нас есть возможность хотя бы проголосовать за уменьшение препон усыновителям/опекунам. Им и без того есть о чем заботиться...