понедельник, 29 апреля 2013 г.

О песенных заимствованиях


на раз


Галерея Альбомов Foto.ru

Недавно я обнаружил, что у двух моих любимых песен почти одинаковые мелодии.

Вот они, в порядке старшинства:


Юрий Визбор_Ты у меня одна (Евгений Дятлов)


Виталий Черницкий_Я подозвал коня


Но после этого открытия вальс Виталия Черницкого, под который мы, пацаны восьмидесятых, тайком смахивали слезы и обнимали гитары и ровесниц, не превратился в прозу. "Вот поворот какой делается с рекой". Сходство замечено, а чары при этом остались на месте. Не боясь разочарований, я проинспектировал и других своих любимиц. И нашел еще несколько поразительных музыкальных совпадений.

Например, такое:


Francis Lai_Love Story


Muse_Sing for absolution


И опять – очевидное заимствование, нисколько не умаляющее достоинств песни группы Muse.

Заметили иронию ситуации? В то время, когда любители французской песни, ссылаясь да давнюю шутку Никиты Богословского, приписывают заимствование Микаэлу Таривердиеву с его "Двое в кафе", жители туманного Альбиона занимаются не условным, а всамдельшным подражанием мотиву Лея.

Кстати, и у самой незаслуженно обвиненной мелодии Таривердиева тоже есть песня-последователь. Притом на Родине этой песни-подражателя, в Италии, обсуждение темы заимствования резонанса не имело. Хотя тема эта поднималась, чем скорее всего и объясняется "опечатка" с годом создания песни в описании ролика на Ютубе. "1970 приблизительно" следует читать как "1974 и ни годом раньше":)

Опять же, произведения расположены в порядке старшинства.


Микаэл Таривердиев_Двое в Кафе


Shapiro_Estúpidos (Ornella Vanoni)


Так и живут себе итальянцы: кто в неведении, а кто в заблуждении, так и гордятся прекрасной песней Орнеллы Ванони. А песня эта, оказывается, вон чего. И ничего.


А вот еще одна детективная история.

В те годы, когда группа Радиохэд платила роялти Альберту Хэммонду и Майку Хейзелвуду, авторам частично стыренной хэдами мелодии, странная краснодарская девушка Маша Макарова позаимствовала не только мелодии обеих песен, но и элементы аранжировки второй. Вот она – эта детективная хронология:


Albert Hammond and Mike Hazlewood_The Air That I Breathe (The Hollies)


Radiohead_Creep


Маша и медведи_Любочка


И опять же, согласитесь, даже будучи разоблаченной, песня Маши Макаровой воспринимается как полновесное и художественно самоценное произведение. В отличие от многих жалких подобий оригиналов.

К примеру, таких как песня группы Божья коровка "Гранитный камушек":


Chris Rea_The Road to Hell


Божья коровка_Гранитный камушек


Или песня Олега Газманова "Люси":


Pet Shop Boys_Heart


Олег Газманов_Люси


Но все-таки возвращаюсь к более достойным аналогиям. Их тоже предостаточно. Даже в творчестве все того же неудержимого Олега Газманова, симпатично "расправившегося" с прологом и идеями песни еще одних бойзов – Bad Boys Blue:


Bad Boys Blue_I Wanna Hear Your Heartbeat


Олег Газманов_Эскадрон моих мыслей


Помню о чем был эскадрон моих мыслей шальных, когда я впервые услышал эту газмановскую шутку: была одна отличная песня, а стало две. И даже внутреннего протеста не возникло. Ровно так же как и через 15 лет, когда я впервые узнал об очередном покушении на любимицу моего юношества, на этот раз на песню "Died In Your Arms":


Cutting Crew_(I Just) Died In Your Arms


MIKA_Relax, Take It Easy


Бесстыжий Мика, прекрасно знающий о песне Cutting Crew, уже 7 лет собирает гонорары, награды и наши эмоции – и правильно делает.

И поделом ему:) Как и Александру Васильеву, написавшем песню "Феллини".


Eurythmics_Sweet Dreams (Marilyn Manson)


Сплин_Феллини (Би-2)


Также поделом и знаменитому перелицовщику чужих мелодий Игорю Крутому. Правда, принять из его переделок я могу только одну песню. Зато какую, и зато чего!


Adriano Celentano_IL tempo Se Ne Va


Игорь Крутой_Незаконченный роман


Не могу не упомянуть и еще о нескольких перформансах, сыгравших заметную роль как в мировой рок-музыке,


JETHRO TULL_We Used To Know


The Eagles_Hotel California


так и в российском рок-н-ролле,

T.Rex_I Love to Boogie


Майк Науменко и Зоопарк_Буги-вуги каждый день


и даже в российско-украинской поп-музыке:

Hot Hot Heat!_Shame on You


Егор Солодовников_Прованс (Елка)


Обращу внимание любителей иронии с "двойным дном" на название переосмысленной Солодовниковым песни – "Вам не стыдно".

Ну как можно было такое оставить без ответа?:)

Есть горячие головы, которые уверяют, что и устои гегемона современной цивилизации, американского общества – следствие очевидного музыкального заимствования. Сравните:


Русская народная_Хасбулат удалой (Хор Пятницкого)


John Stafford Smith_The Star-Spangled Banner


Poll #1911009

Open to: All, detailed results viewable to: All, participants: 0


Как вы считаете, "Хасбулат удалой" и официальный гимн США схожи?


View Answers




















Да
0 (0.0%)
Нет
0 (0.0%)
Сравнение не корректно
0 (0.0%)


Пожалуй, настало время порассуждать на тему "музыкальное заимствование". И она не настолько простая, как может показаться на первый взгляд.

Взять, к примеру, принципиальный фактор времени. Что было раньше: яйцо или курица одно или другое? И если во всех предыдущих примерах время написания мелодий установлено, то в последнем случае дата создания "Хасбулата" не известна. А значит, возможно, что не мелодия гимна, написанная в 18 веке, а именно "Хасбулат" – вольное или невольное заимствование. Вопрос этот пока не имеет ответа. Как и многие другие, о том же. Пример песен с неустановленным старшинством – образца 2011 года:


Нюша_Больно


Marlon Roudette_New Age


Не менее важный вопрос: а каковы критерии заимствования?

Мы ведь говорим не об откровенном копипасте, а о переправленных или даже случайно совпадающих мелодиях и аранжировках.

Заимствование очевидно, когда оно на грани с плагиатом. Как, например, в случае с еще одним гимном США, на этот раз неофициальным, беззастенчиво похожим на старшую по возрасту русскую народную песню:


Русская народная_Бывали дни веселые (Золотое кольцо)


Samuel A.Ward_America The Beautiful (Barbra Streisand)


Кстати, предлагаю и здесь проголосовать.


Poll #1911010

Open to: All, detailed results viewable to: All, participants: 0


Как вы считаете, "Бывали дни веселые" и "Прекрасная Америка"


View Answers


























похожи
0 (0.0%)
не похожи
0 (0.0%)
американская песня более, чем похожа, она – плагиат
0 (0.0%)
сравнение не корректно
0 (0.0%)


А если песня – не откровенный плагиат, но в чем-то на него похожа? Как в таких случаях нам алгеброй измерить гармонию? А, кроме этого, ритмику и тональность?

Сложно и осторожно. Потому что общепринятых критериев музыкального заимствования как не было, так и нет. Поэтому и приходится ориентироваться на свои вкус и слух. Поэтому и появляются такие смешные перечни, где есть много перепевок, ремейков и странностей, зато мало здравого смысла. Не дает нам такие критерии и судебная практика с ее зачастую неординарными решениями. Не дает их даже программа, придуманная испанскими учеными несколько лет назад.

Но это пока. Ведь запрос есть. Значит, появятся и результаты. Так что будем следить за музыкальными старостями и новостями.


А в следующем посте я затрону еще более непростую проблему: тему музыкального плагиата.