Возраст
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
Владимир Высоцкий, «О фатальных датах и цифрах»
В народе этот кризис получил название «кризиса сорока лет» - хотя, разумеется, такая чёткая локализация является упрощением. Эрик Эриксон, чья возрастная периодизация сейчас наиболее часто используется, относит к периоду зрелости возраст между 25 и 65 годами – соответственно, где-то в этом промежутке происходит кризис среднего возраста: срок его наступления зависит от внутреннего ощущения длительности собственной жизни, а тяжесть прохождения – от структуры психики.
В первой половине жизни у человека многое впереди: всё, что не удалось сегодня – удастся завтра. И вот наступает момент, когда с неопровержимой ясностью становится очевидно: завтра никогда не наступает. В реальности, данной нам в ощущениях, есть только сегодня.
Опасности и возможности
Обнаруживается первая седина на висках, первые морщинки; список хронических болезней из абстрактного знания переходит в непосредственное ощущение; жизненные свершения и упущения подбивают свой безжалостный баланс, и не всегда, увы, он оказывается положительным… Главное переживание, с которым встречается человек в этом периоде жизни – «мне уже многое поздно».
Слово «кризис» пришло русский язык из греческого, где означало «решение, исход, поворотный пункт», - а китайский иероглиф, обозначающий это понятие, состоит из двух частей: «опасность» и «новые возможности». Для психологической интерпретации кризиса это очень верно: личностный кризис всегда несет в себе как опасности, так и новые возможности. Какие же новые возможности несет в себе кризис среднего возраста?
Главная возможность, которую человек может получить благодаря этому кризису – принятие себя, понимание своей индивидуальности, ощущение своего собственного жизненного пути. Кратко говоря – получение более высокой осознанности. Юнг называл этот процесс индивидуацией.
Жить своей жизнью: прощание с иллюзиями
Amor fati, любовь к судьбе – это окончательное признание того, что именно здесь, в этом месте, в это время, в этой сфере происходит то, что называется жить своей жизнью.
Джеймс Холлис, «Сотворить свою жизнь»
Первая половина жизни проходит под знаком социальной обусловленности: определяющее значение имеет совокупность стилей поведения и рефлекторных реакций, которые ребенок был вынужден вырабатывать с детства, формируя отношения с окружающей средой. «Пойдешь гулять, когда сделаешь уроки», - говорят нам родители, и с детства человек делает и делает эти уроки… Проблема заключается только в том, что уроки жизни бесконечны, у неё в запасе всегда найдется пара джокеров в рукаве. Поэтому когда-то нужно просто перестать делать уроки, и начать жить. Своей жизнью.
Джокер первый
Всегда найдется кто-то, кто объективно круче по любому из выбранных параметров. Даже если вы чемпион мира по биатлону – наверняка чемпион по бегу на лыжах бегает еще быстрее вас.
Джокер второй
Параметров бесконечное количество. Сделавший достойную карьеру обнаруживает провал в личной жизни; посвятивший себя семье сожалеет об отсутствии творчества; добившийся творческих высот пожертвовал простым мещанским счастьем.
Кризис среднего возраста – время лишения иллюзий. В первой половине жизни человек еще может себя ими тешить: защищу кандидатскую – потом займусь личной жизнью. Отправлю третьего ребенка в школу – тогда вернусь на сцену. Во время перехода в середине жизни человек вдруг с пугающей ясностью осознает, что на сцене его давно уже никто не ждёт, либо с личной жизнью что-то непоправимо упущено… Завтра опять не наступило.
Легче лишаться иллюзий тем, у кого их и без того было не так уж много. Средний возраст – это время продуктивности: если у человека в это время хорошая связь с реальностью, то он добивается успеха в тех аспектах, которые важны именно для него. Тогда, оглядываясь назад из своего перехода, он испытывает удовлетворение. «Я славно пожил. Я знаю счастье! Я видел небо» - и кризис в этом случае заключается лишь в переориентации с амбиций Эго на большее внимание к потребностям души и самоактуализации. Однако, увы, так бывает не всегда.
Проверка связи: разговор с собой
В принципе, каждый из вас может смоделировать для себя маленький локальный кризис среднего возраста, вспомнив себя в 15 лет, и «встретившись с собой» прямо сейчас. Для этого необходимо тщательно вспомнить, что мечталось осуществить к нынешнему возрасту в 15 лет, - и потом рассказать себе-пятнадцатилетнему, что действительно осуществилось, а что нет, и почему. И что осуществилось взамен. И посмотреть на реакцию себя-подростка.
Если подросток вдохновлен свершениями, и слушает вас с горящими глазами, легко отмахнувшись от того, что какие-то его мечты не состоялись, - надо думать, ваш кризис среднего возраста вряд ли будет тяжелым.
Если же его подростковый максимализм – ваш самый строгий судья, и при встрече подросток гневно и высокомерно обличает ваши неудачи и общую никчемность, - нужно как-то с ним договариваться. Возможно, с помощью психолога.
Ибо повышать собственную продуктивность в целях избегания последующего кризиса – это мера правильная, но, так сказать, превентивная. Первая половина жизни – время набора ресурсов и наращивания продуктивности. Во второй половине жизни пора уже принимать себя таким, какой вы есть, и именно исходя из этого употреблять те ресурсы, которые имеются.
Внутренний Критик
Как без труда можно заметить, тяжелый кризис среднего возраста посещает не только неудачников: иногда у людей вполне успешных, талантливых, плодотворных, этот кризис протекает настолько тяжело, что дело доходит до суицида. И если вслед за Эриксоном толковать о продуктивности – то, казалось бы, куда уж больше?!
А всё дело во Внутреннем Критике – том самом олицетворении социальных норм, которое человек когда-то себе присвоил и с ним живет, не расставаясь. Хотя казалось вполне очевидным, что со сменой социума меняются и социальные нормы, поэтому нельзя им придавать такого уж безусловного значения, - но это если мы говорим о сознательном восприятии. Часто бессознательное восприятие этих самых социальных норм (они же – «родительские предписания») вполне безусловно. Внешне вполне благополучного человека этот Критик может загрызть до смерти: и стихи-то нехороши, и личная жизнь небезоблачна, и чемпион по лыжному бегу тебя обогнал, стоит ли такое ничтожество жизни, вообще?
Я в данном случае отнюдь не выступаю против конструктивной самокритики – но ключевые слова здесь «конструктивной» и «осознанной». Этот вредный Внутренний Критик – он особенно разрушителен именно тогда, когда бессознателен. Ноет там внутри, но пока специально не прислушаешься – даже не очень-то понятно, о чем. Просто настроение ниже плинтуса, вот и всё.
В зависимости от конфигурации Внутренний Критик может быть более или менее силён, - но желания его жестки и неумолимы: подобно римским патрициям, он в конечном итоге требует смерти. И если привычным способом его заткнуть всегда являлось обещание «стать хорошим потом», - то… Боюсь, что во время кризиса среднего возраста, когда подводятся промежуточные итоги, с этой иллюзией придется распрощаться. И вот тут-то Критик может и озвереть. Тогда кризис среднего возраста приобретает патологическое течение.
* * *
…В заключение статьи, конечно, нужно было бы дать простой и лёгкий рецепт избавления от Внутреннего Критика. Что-нибудь, знаете, «избавься от Внутреннего Критика за 15 дней». Во всяком случае, этого от меня требует мой собственный Внутренний Критик: он всегда, знаете ли, требует невозможного. Избавление от него – дорога длиною в жизнь, и нет простых и лёгких рецептов на этой дороге. Любите себя, прислушивайтесь к себе, не требуйте от себя невозможного, избавляйтесь от нереалистичных убеждений, - в общем, вытаскивайте этого Внутреннего Критика за ушко да на солнышко. От осознавания он слабеет, а от самопринятия вообще исчезает.
И, знаете что? Начинайте прямо сейчас.
Не дожидаясь перитонита кризиса.