четверг, 25 апреля 2013 г.

Как это работает: запись соло-гитары. Часть 1: рок-баллада


24.04.2013 | Приступая к теме записи соло-гитары я внезапно понял, что одним постом ограничиться не получится, потому как для различных музыкальных жанров звук соло-гитары может очень сильно различаться. В сегодняшнем посте мы разберем запись соло-гитары для рок-баллады. О том, как это сделать, смотрите под катом.


Зачастую в рок-балладе гитарное соло имеет едва ли не большее значение, чем куплет или припев. Именно красивое и чувственное соло делает балладу полностью законченной, и поэтому звуку соло-гитары в этом жанре стоит уделить повышенное внимание.

В меру мягкий, протяжный, густой, но читаемый, сочный звук — вот чего мы ждем от соло в рок-балладе. Итак, попробуем нарулить такой звук подручными средствами)


Чистый звук




Начнем, естественно, с записи чистого звука гитары. Здесь я привел небольшой отрывок из импровизации, за постепенным изменением которого мы и будем следить:



Обратите внимание, в этом отрывке присутствует несколько медленных бендов — прием, очень характерный для соло в рок-балладе, поэтому постараемся их подчеркнуть.

Нойз Гейт




12




Поскольку в данном типе соло используется весьма серьезный перегруз и усиление, даже самые тихие посторонние шумы и фон от звукоснимателя (а он всегда присутствует, даже если используется хамбакер) после прохождения всего тракта могут превратиться в нечто ужасающее. Здесь нас спасет нойз гейт. Он просто отсечет любой сигнал, меньший по уровню, чем пороговое значение (параметр Threshold). У меня на гитаре стоит минихамб от Seymour Duncan, который почти не фонит, поэтому на картинке ручка выкручена в крайнее левое положение.

Компрессор




12




Использование компрессора в игре соло — тема довольно спорная, в некоторых жанрах компрессор строго противопоказан (убивает нужную динамику). К счастью, в этом жанре его использовать вполне допустимо, перегруз и так вносит свою долю компрессии, мы просто ему немного поможем) К тому же компрессор сделает звук более плотным и ровным, что нам и нужно.

Грелка






12




Как и в предыдущей статье про запись ритм-гитары, здесь используется грелка для предусиления сигнала. В этот раз мы чуть-чуть добавим гейна (ручка Drive). Гейн на педали и гейн на усилителе имеют разные характеры звука, поэтому имеет смысл поэкспериментировать с балансом гейна между примочкой и усилителем.

И еще немного повернем влево ручку тона (Tone), чтобы перегружались более низкие частоты ,чем перегружаются по умолчанию — это опять же сделано для придания большей густоты звуку.

Усилитель




12




Если вы помните, для ритм-гитары мы использовали другой усилитель. Конкретно этот усилитель предназначен для менее экстремальных жанров, звук он выдает менее тяжелый, но более округлый и сочный, что нам и нужно.

Обратите внимание на картинку, используется третий канал с самым большим усилением (там даже написано, что этот канал для соло используется)), включены переключатели Shape и Bright (с ними звук более читаемый).

Немного прибраны басы и высокие частоты, опять же, чтобы смягчить звук и убрать ненужный бубнеж на низких. Зато прибавлена ручка Presence — для читаемости и атаки.

Вот так звучит наш отрывок на выходе усилителя:

Кабинет




12




Кабсим оставим тот же, что и в записи ритм-гитары, но на этот раз будем использовать импульс Mesa Boogie, снятый микрофоном, расположенным сбоку от кабинета. Такое расположение микрофона уменьшает количество низких частот, зато добавляет больше пространства звуку.

Так звучит отрывок после использования симулятора кабинета:

Первый эквалайзер




12




Пока что вырисовывается неплохой звук, но мне показалось, что присутствуют лишние частоты. Чтобы их убрать, используем промежуточный эквалайзер.

Вообще, если делать по науке, то нужно сделать узкий вырез и медленно двигать его по частоте, чтобы понять, где находится эта паразитная частота. Но для ускорения работы перед тем, как заняться этим неблагодарным делом (частоту эту иногда довольно долго приходится искать), я обычно проверяю различные пресеты, в надежде обнаружить подходящий, который избавит от проблемы. И — о чудо!) Нашелся такой пресет)

Его и используем.

Дилей




12




Атмосферности, чувства и пространства звуку может добавить грамотно настроенный дилей. Здесь я использовал стереодилей с разными задержками для левого и правого канала — это создает очень приятный атмосферный эффект. Главное тут не переборщить с ручками Mix (отвечает за уровень подмешивания обработанного сигнала к исходному) и Feedback (отвечает за частоту возвратов звука), нам нужна атмосфера, а не нечто психоделическое)

Еще один важный момент — стоит убрать излишне высокие частоты в обработанном сигнале. Высокие частоты в дилее (как и в реверберации, кстати) загрязняют трек, да и для создания нужной атмосферы они совершенно необязательны. В данном случае за полосу пропускания отвечают ручки Lo и Hi группы filter.

Ревербератор




12




Ревербератор мы используем с той же целью, что и дилей — для атмосферности и торжественности. Рекомендации здесь те же — ручкой Mix не злоупотреблять, здесь достаточно лишь легкого намека на реверберацию.

Пункт об ограничении высоких частот тоже остается неизменным, грязь в треке нам не нужна. Здесь за полосу пропускания отвечают ручки lo и hi группы Freq.

Второй эквалайзер




12




Этот эквалайзер — финальный, его мы используем для того, чтобы "усадить" дорожку в микс. Как обычно с электрогитарой — отрезаем низ, чтобы дать место басу, и верх (полезного звука у электрогитары в верхних частотах практически нет).

Так звучит отрывок после всех устройств тракта:

Если заинтересовались, то вот полная версия импровизации. Гитарист я далеко не самый искусный, так что чем богаты, тем и рады:


P.S.: Все представленные в посте плагины либо бесплатные, либо встроенные в DAW, так что повторить результат можно без лишних финансовых затрат или пиратства)