вторник, 12 марта 2013 г.

Gloom: всё прозрачно!





Американское издательство «Atlas Games» выпустило первое дополнение к игре «Cthulhu Gloom», получившее название «Unpleasant Dreams». В свою очередь, «Cthulhu Gloom» является ремейком более ранней игры издательства – «Gloom».



«Gloom» («Мрак») был первой игрой сценариста компьютерных игр Кейта Бейкера, разработанной и выпущенной им почти 10 лет назад. Ход каждого участника этой карточной настолки заключался в разыгрывании до 2-х карт из руки и взятии новых карт в руку. Звучит как обычный филлер, скажете вы, и будете, в общем-то, правы. Тем не менее, «Gloom» – филлер не обычный. Начнём с того, что все карты в нём прозрачные – рисунок нанесён поверх них, да и то частично. Каждый игрок начинает партию с пятью Персонажами своей «семьи». Сами по себе Персонажи не обладают какими-либо способностями и характеристиками, но по ходу игры с ними в избытке происходят всяческие неприятности, имитируемые картами Событий и Модификаторов. В цветных кружка х карт-Модификаторов указаны победные очки (очки Пафоса), которые будут получены игроком в конце партии. Прозрачные Модификаторы накладываются прямо на Персонажей (своих или чужих), изменяя их Самооценку – суммарное количество их очков Пафоса (которые могут быть как отрицательными, так и положительными). В этом и заключается смысл прозрачности Модификаторов – их нужно выкладывать так, чтобы каждая последующая карта по возможности закрывала полученные ранее положительные очки Пафоса (в «Gloom» побеждает тот, кто набрал наибольшее отрицательное число очков), или же закрыла положительным значением отрицательный Пафос Персонажа оппонента. Естественно, количества кружков с цифрами, их значения и вариации на картах-Модификаторах различны и многообразны.




Изюминка игры в том, что Модификаторы не просто безликие цифры, на каждой такой карте имеется текст, описывающий новый виток истории жизни Персонажа – случай, который привёл к очередному изменению его Самооценки. Встречаются на них и особые символы, привязывающие персонажей к действию других карт. Правила игры призывают участников не просто озвучивать указанный на Модификаторах текст, но и давать более развёрнутые пояснения по поводу произошедших с героями злоключений, короче говоря, активно фантазировать. И это здорово, потому что каждая партия становится уникальной, а «семья» игрока словно оживает – с ней постоянно что-то происходит (преимущественно что-то безрадостное). В общем, как и со всякой семьёй.




Помимо Модификаторов и Персонажей в игре имеются карты Событий и карты Внезапной смерти. События – «одноразовые» карты, сбрасываемые сразу после розыгрыша и вносящие разнообразие в игру. Внезапная смерть – последняя карта, которую можно выложить на персонажа и «заморозить» до финального подсчёта очков его текущую Самооценку. При удачном стечении обстоятельств Внезапная смерть приносит дополнительные победные очки. Такое бывает и в жизни.




Этот бесхитростный, но весьма оригинальный филлер выдержан в лучших традициях чёрного юмора. Маленьким деталям, из которых, как известно, создаётся атмосфера любой игры, уделяется в нём много внимания. К примеру, первым игроком становится тот, у кого был самый тяжёлый день, не правда ли, мило? Если вы поклонник «Семейки Адамсов» и вам не претит сводить своих протагонистов в могилу самыми изуверскими способами – «Gloom» ваша игра. И, наверное, вам будет приятно узнать, что на данный момент Кейт Бейкер выпустил к ней целых 3 дополнения. Наконец, в 2011 году мир увидел «Cthulhu Gloom».






Как следует из названия, дух «Cthulhu Gloom» пронизан творчеством Говарда Лафкрафта, и на этот раз через все круги ада (хм… а почему бы, кстати, не сделать ремейк игры на тему Ада и грешников?) вам придётся провести героев его рассказов. Механика игры не меняется, по большому счёту, перед нами всё тот же старый недобрый «Gloom» с маленькими косметическими изменениями:

- карты становятся красочнее и злее;

- появляется новый тип карт – Истории – бонусные карты, достающиеся тем, кто выполняет указанные на них условия;

- модификаторы могут теперь не только изменить до неузнаваемости внешность Персонажа, но и оказать ощутимое воздействие на ход игры.

Невооружённым взглядом видно, что «Cthulhu Gloom» выглядит гораздо эффектнее обыкновенного «Gloom», вот только будет ли он интересен тем, кто не читал Лавкравта, и насколько активно смогут эти люди фантазировать, выкладывая очередную Модификацию – вопрос открытый.






«Unpleasant Dreams» («Неприятные сны»), первое дополнение к «Cthulhu Gloom», добавляет в базовую игру 55 новых карт, имеющих непосредственное отношение к чудесам и ужасам Страны Снов Лавкрафта. Это новые Персонажи, Истории, Модификаторы и События, а также новый тип карт – Непрошенные гости – нейтральные Персонажи, которые временно присоединяются к семьям игроков, если на выкладываемых ими Модификаторах встречаются соответствующие символы.




«Gloom» наводит на мысли. Почему прозрачные карты не распространены в настольных играх и почему популяризовывать их пришлось человеку, сделавшему карьеру в совершенно другой индустрии развлечений? Даже если не завязывать механику игры на прозрачность (как это было проделано в «Gloom»), подобные карты всё равно могут оказаться очень удобными. Представьте, например, ролевую бродилку, по ходу которой игроку предстоит десять раз поменять снаряжение своего героя. Насколько эстетичнее и интереснее было бы вместо выкладывания карточного ряда шмотья и оружия накладывать прозрачные карты прямо на изображение героя на картонке с параметрами, пусть даже эти карты много раз лягут друг на друга прозрачными областями – кто это заметит?! Хочется верить, что технологию прозрачных компонентов ждёт большое будущее, и что Кейт Бейкер будет не единственным, кто покажет нам, что ещё можно с ней сотворить.

Все фотографии взяты c BGG