пятница, 15 марта 2013 г.

Почему все хотят офис в центре


Казанские компании очень любят открывать свой офис в центре. Этот выбор обусловлен не только традицией, но и вполне меркантильными соображениями. В этом посте будет карты Казани, графики и подсчёты, поэтому использую кат.


Меркантильная логика открытия в офисе очень проста - партнёрам (1) и клиентам (2) должно быть удобно подъехать в офис. Рассмотрим отдельно эти две категории людей.


1. Не секрет, что в постиндустриальном обществе, к которому мы переходим, главным условием успеха бизнеса является его взаимодействие с другим бизнесом. Причём взаимодействие как официально-деловое, так и неофициальное. Поэтому бизнес всегда стреится к созданию плотных деловых зон, чтобы было удобно как зайти с документами, так и пообедать с другом-менеджером в одной кафешке. Сейчас считается, что такие неделовые тусовки а-ля обед вместе - это одно одно из ключевых условий. Поэтому в большинстве городов мира имеется деловая часть города. Вот отличная иллюстрация на примере Лондона, которая показывает, как в течение рабочего дня кипит жизнь его центре:


А вот как распределяется число фирм (предприятий) в разных радиусах от площади Тукая:


Жёлтым цветом показана аналогичная зависимость для Екатеринбурга. Он чуть крупнее Казани, поэтому и фирм у него больше. Мы видим, что Екатеринбург, как и большинство городов, нарастает в одну ступень. А У Казани ступенек две, но об этом в следующем посте. А теперь сравним этот рост числа фирм от радиуса для двух разных точек Казани: площади Тукая и улицы Магистральной:



Как видно, площадь Тукая начинает «с места в карьер», а вокруг унылой Магистральной почти ничего нет. Лишь когда наш радиус охвата доходит от Магистральной до центра и жилых зон, появляется скачок в числе фирм. Серый пунктир - это условная линия привлекательности. Чем дальше ехать, тем меньше хочется это делать. Поэтому площадь фигуры между серым пунктиром и кривой распределения числа фирм - это интегральная привлекательность точки города для офиса как места взаимодействия с партнёрами. Для площади Тукая, например, этот интеграл в 3.76 раза больше, чем для улицы Магистральной. Чем ближе находится офис по отношению к остальным, тем он лучше. Это первая причина, почему все хотят офис в центре.


2. Вторая важная причина - это удобство для населения. Чем удобнее клиентам приезжать в офис, тем чаще они будут это делать. Нигде в открытом доступе не было карты плотности населения Казани, поэтому мне пришлось это сделать на основе данных УИКов. Это открытые данные, по которым можно найти число зарегистрированных избирателей в каждом доме. Понятно, что не все живут по месту прописки, но тем не менее это весьма релевантный метод и самый лучший из доступных. Вот так выглядит карта плотности населения Казани:


Зелёным обозначены частный сектор и незастроенные территории, серым - промзоны и склады. На карте чётко видно, что у нас есть две основные жилые зоны - Квартала-Московский на севере и Горки-Азино на юго-востоке. Исторический центр находится не совсем по центру между ними, центр населения Казани немного смещён из центра на северо-восток и находится в районе парка Горького. Про центр населения у меня уже был один пост, и в нём показано, как можно посчитать расстояние, которые проедет средний казанец до точки Х. Если офис находится на пл. Тукая, то это расстояние составит 6.62 км. А в случае Магистральной - 9.40 км. Вкупе с транспортной обеспеченностью, пл. Тукая куда привлекательнее для клиента-казанца.

---------------------------------------- ------


Общая привлекательность места для офиса зависит от комбинации привлекательностей для партнёров и клиентов. Кому-то важнее несколько «юриков», кому-то надо много простых «физиков». Но, в любом случае, самые лучшие цифры будут у Вахитовского района. В этом плане Казань схожа с большинством городов Европы и мира.