четверг, 14 марта 2013 г.

Гатчина. В первую очередь.


хватограф


Гатчина - строгий мальчик, Павловск - девочка в кружевах. Так получилось у императора Павла Первого, человека, на чьем примере семейные психологи изучают образцовую патологию родительско-детских отношений. Будущий император рос сиротой при живой матери, которая, скорее всего, была причастна к убийству его отца. Екатерина Вторая не подпускала к престолу своего сына - законного императора - общалась с ним через его многочисленных воспитателей. Да посылала его куда подальше, например, в подаренные ему Гатчину и Павловск. Чтобы он там управлялся, как разумел. А разумел он, конечно, неординарно.

Галерея Альбомов Foto.ru



Гатчинский дворец при Павле стал похож не крепость, газоны заменены на плац, а перед плацем появились бастионы:

Галерея Альбомов Foto.ru

Галерея Альбомов Foto.ru


Екатерина, ее приспешники и имиджмейкеры создавали следующий образ Павла Петровича: ублюдочен, взбалмошен, неуравновешен, помешан на военщине и неметчине, боится собственной тени. Эти и последующие спекуляции надолго исказили представление о Павле Первом, превратив его в трагифарсовую фигуру.

Современные историки уверяют, что Павел бы куда более адекватным, нежели было принято считать еще недавно.

Например, плац, бастионы, и многочисленные военные учения были не поводом играться в солдатики, а способом для отработки современных военных действий, которые затем дали почву для актуальных военных реформ.

Гатчинские дворец и парк - воплощение сложной личности Павла.

Галерея Альбомов Foto.ru

Каменный Павел, любующийся плацем и дворцом.


У истоков дворцово-парковой истории стояли граф Григорий Орлов и его любовница Екатерина Вторая. Вместе с архитектором Ринальди они задумали построить неожиданный для России английский охотничий замок и разбить обширный пейзажный парк. Первая законченная версия дворца и парка досталась Павлу после смерти нелюбимого им Орлова. Но Павел решил не затевать глобальной перестройки даров мать-и-мачехи и даже решил оставить в парке нескромный фетиш Орлова - Колонну Орла.

С помощью архитекторов Бренны и Захарова дворец и его интерьеры приобрели вид, похожий на тот, что предстает перед нами сейчас, а под руководством садовника Геккета пейзажный парк стал отчасти регулярным, в нем появились десятки тысяч новых деревьев, новые ландшафты и сооружения.

Приглашаю на блиц-экскурсию по дворцу.

В его интерьерах соседствуют строгая античность и барочная пышность: характерная для эпохи Бренны лепка, растительные орнаменты и позолота.

Галерея Альбомов Foto.ru

Около злата немудрено превратиться в Кащея:)


Местами сохранился неприкрытый Ринальди. Например в таком укромном месте, как туалетная комната императрицы.

Галерея Альбомов Foto.ru


Из украшательств здесь мы видим тонкую лепку, стилизованные цветы и растительные побеги. Весьма интересен паркет. На снимке запечатлен типичный допавловский, любимый Ринальди наборный паркет из ценных пород дерева. Такой паркет сейчас украшает большую часть залов дворца. И это не результат чрезмерного финансирования, а, как выяснилось, вследствие хорошего качества чертежей именно Ринальди, по которым паркет в текущую реставрацию и воспроизводился.

Символом вполне понятной паранойи, которой страдали здешние обитатели, можно назвать потайную дверь туалетной комнаты.

За ней любила таиться императрица Мария Федоровна.

Картины и скульптуры, населявшие дворец, художественной сверхценностью не обладали. Наверное, их выбирали по иным критериям.

Галерея Альбомов Foto.ru

Ван Бален и Яков Брейгель старший. Начало 17 века. Диана на охоте.


Прошу прощения за ракурс, повело от красоты.

Представитель коллекции скульптур:

Галерея Альбомов Foto.ru


Дворец надежно и благоразумно избегает местного финансирования. Реставрация ведется, прежде всего, на деньги небедного

комитета по культуры Санкт-Петербурга. По недавней легенде ее ускорил визит тогда еще губернатора Матвиенко, которая

после Петергофа имела неосторожность поехать в Гатчину, а потом сделать соответствующие выводы и нагоняи.


Реставрация галерей:

Галерея Альбомов Foto.ru


Галерея Альбомов Foto.ru


Музейная коллекция сильна охотничье-оружейными экспонатами. Вот здесь нет даже намека на проблемы с художественной ценностью.

Впрочем, как и с ценностью исторической:

Галерея Альбомов Foto.ru

Ружье Александра Третьего


Любимый дворцовый аттракцион туристов - туннель к серебряному озеру. Вопреки догадкам, к традиционной гатчинской паранойе отношения он не имеет. Он был построен еще Григорием Орловым, для акустического и купального увеселения гостей. Последнее сейчас невозможно: Серебряное озеро используется для водозабора. А вот игра в эхо по-прежнему ничем не стеснена.

Галерея Альбомов Foto.ru


Кто здесь правил? Павил!

Кто украл хомуты? Ты!

Кто любит розы? Козы!

И так далее.


Гиды уверяют, что при некоторых вопросах русскоязычных туристов эхо теряется и уходит купаться в озеро.


А еще из Дворца умеют открываться завлекательные виды:

Галерея Альбомов Foto.ru

"Собственный", ныне платный для туристов парк.


Приглашаю прогуляться в сторону этих видов.

Общий план:

Галерея Альбомов Foto.ru


Ограда "собственного" парка:

Галерея Альбомов Foto.ru


Придворцовые Карпин пруд и Карпин мост:

Галерея Альбомов Foto.ru


Придворцовые утки:

Галерея Альбомов Foto.ru


Придворные скамьи и немного Серебряного озера:

Галерея Альбомов Foto.ru


Иной взгляд на Карпин мост:

Галерея Альбомов Foto.ru


Северный и восточный фасады дворца:

Галерея Альбомов Foto.ru


Белое озеро:

Галерея Альбомов Foto.ru


Адмиралтейские ворота:

Галерея Альбомов Foto.ru


А теперь предлагаю обогнуть Белое озеро, замкнув экскурсию у Дворца.

Ажурный мостик:

Галерея Альбомов Foto.ru


Как прекрасен этот мир:

Галерея Альбомов Foto.ru


На пути к Храму Венеры:

Галерея Альбомов Foto.ru


Ажурная основательность:

Галерея Альбомов Foto.ru


Водный лабиринт:

Галерея Альбомов Foto.ru


Галерея Альбомов Foto.ru


Мостик в залабиринтье:

Галерея Альбомов Foto.ru


Аллея:

Галерея Альбомов Foto.ru


Баня и ее прикрытие, а, точнее, Березовый домик и Портал "Маска":

Галерея Альбомов Foto.ru


Березовый домик - сруб с дворцовым интерьером:

Галерея Альбомов Foto.ru


Элементы античности:

Галерея Альбомов Foto.ru


Вид на Павильон Венеры:

Галерея Альбомов Foto.ru


Дубль два:

Галерея Альбомов Foto.ru


Тоже нечто венерическое - любовь прошла, но прописку никто не отменял:)

Галерея Альбомов Foto.ru


Пятнадцатилетний капитан и его романтические родители:

Галерея Альбомов Foto.ru


Пристань, самая удаленная от Дворца точка озера:

Галерея Альбомов Foto.ru


Продолжаем путь по неизведанному, еще более живописному берегу.

Заплачешь тут, когда вся жизнь отдана пню:

Галерея Альбомов Foto.ru


Привет!

Галерея Альбомов Foto.ru


Мостик, ведущий в парк "Сильвия":

Галерея Альбомов Foto.ru


Зеркалистая заводь:

Галерея Альбомов Foto.ru


Галерея Альбомов Foto.ru


Павильон Орла на Длинном острове:

Галерея Альбомов Foto.ru


Уголок гатчинской Венеции - Горбатый мост:

Галерея Альбомов Foto.ru


Чесменский обелиск, возведенный в честь победы над турецкими басурманами:

Галерея Альбомов Foto.ru


Известная утиная история:

Галерея Альбомов Foto.ru


А вот, наконец, и северо-западные стены Дворца:

Галерея Альбомов Foto.ru


Ограда "собственного" парка:

Галерея Альбомов Foto.ru


Экскурсия окончена.

Строгая гатчинская красота, дополненная идеями Павла Первого и последующими созидателями способна влюбить в себя даже

скупых на подобные чувства людей. Она ненавязчива, оригинальна, просторна, искренна и для каждого своя.

Мою вы видели.

С удовольствием посмотрю на вашу:)


Смотрите также:

Гатчина. Без очереди.

Один день гатчинской утки