воскресенье, 10 февраля 2013 г.

Сон в посудной лавке


После дня, проведенного среди танчиков и миномётов в Дикирхе, я почувствовал, что жена слегка затаила на меня злобу. Пришлось в качестве ответного шага отправляться в самый женский из всех окрестных музеев, Мекку поклонниц супниц и фанаток напольной плитки - Метлах.



В 1748 году кузнец из Лотарингии Франсуа Бох решил переквалифицироваться в производителя посуды. Доподлинно неизвестно, что послужило тому причиной, но на новом поприще дела у Боха пошли много лучше. Вскоре он даже стал поставщиком австрийского императорского двора.



В 1801 году наследники Боха присмотрели под новый завод удобную площадку в городке Метлах на реке Саар. Там для этих целей имелось подходящее бенедектинское аббатство. К сожалению, монахи поначалу не сильно обрадовались перспективе переквалифицироваться в гончаров. Но тут, по счастливой случайности, аббатство внезапно разграбили наполеоновские солдаты, и Бохи купили опустевшие производственные площади за бесценок. Здесь они обустроили свою главную резиденцию, в которой благополучно дожили до наших дней.



Поначалу, правда, полному счастью мешал конкурент, имевший свой фарфоровый завод неподалёку. Звали конкурента Николас Виллеруа. Бохи хотели было снова позвать солдат, но Виллеруа оказался умнее служителей культа, договорившись о слиянии бизнеса. Для прочности партнёрства семьи переженили между собой отпрысков. С тех пор бренд Виллеруа и Бох начал своё победное шествие по миру, жаждущему сервизов и умывальных тазиков.



Они занимались стеклом, фаянсом, фарфором. Но подлинным прорывом стала напольная плитка. Тут отчасти помог случай - в середине XIX века неподалёку от Метлаха была раскопана римская вилла с мозаичными полами. Вдохновившись красотами, бизнесмены освоили новый рынок, став в нём главными авторитетами.



Плитка, которую они стали выпускать, была настолько хороша, что словосочетание "метлахская плитка" закрепилось, как нынешний "ксерокс".




Она и правда прекрасна




Одним из клиентов Виллеруа-Бохов по плитке был Большой театр. Во время недавней реконструкции Минкульт не пожмотился закупить в Метлахе точно такую же, а в благодарность немцы выпустили специальную тарелку:



Вообще Виллеруа и Бох всю свою историю охотно работали по всяческим спецзаказам. Для уважающих себя семейств было делом чести заказать у них посуду с монограммой или гербом. Вот, например, серия для герцогов Аренбергских.



Признак №42 того, что жизнь удалась - у вас есть ночной горшок со своим гербом.



Люди поскромнее заказывали именную посуду только по особым случаям. Например, на свадьбу




Вообще по дизайну виллеруа-боховских тарелок можно изучать историю. Вот, например, прекрасная наполеоновская серия (не забыли благодетеля):



От неба Аустерлица



до Святой Елены



Продолжим прогулку по удивительному миру санфаянса





и отметим, как своевременно обновляли коллекцию владельцы завода. Хотят покупатели модерна, пожалуйста:




хотите поп-арта, держите:



Большая часть метлахского музея отдана под витрину простого буржуазного счастья.



Залы забиты сервированными столами






Здесь всегда пора пить чай.



Посетительницы музея пропадают в этих лабиринтах навсегда




Что до посетителей, то им остается одно спасение



Кинг сайз



Тоже неплохо, литров пять навскидку



Но всё это великолепие меркнет перед симфонией:



Кстати, эта кружка называется именно так - Симфония. Сверху портреты великих немецким композиторов, каждый из которых, как известно, мог осушить такую посудину одним залпом. Нынче, конечно, в классическую музыку народ идёт хилый, и этой кружки хватит, пожалуй, на симфонический оркестр полного состава. Если для вас такая ёмкость великовата, можно примериться к традиционному литровому бульдогу.



Окинем прощальным взглядом витрины и можно на выход.



Хотя по дороге надо обязательно заглянуть в музейное кафе.



Оно одно стоит целого музея попроще



Подкрепиться нужно обязательно, потому что вашей следующей задачей будет оттащить супругу от фирменного магазина, который расположен в двух шагах от музея.

Но это совсем другая история.