вторник, 29 января 2013 г.

В поисках затерянного храма. Часть I















[Tags |, , ]



Часть I: изучая карты; старая башня, неожиданная роскошь промышленной архитектуры; не то.

Часть II: подземный ход; дорога смерти; реставрация рефрижератора; находка.

1 Об этом мало кто знает и из коренных хабаровчан, но как минимум до середины прошлого века на территории Хабаровска сохранялся архитектурный культовый объект, корни которого лежат во временном отрезке, куда более удаленном от нас, чем дата основания собственно города. Еще в 1859 году – через год после появления на берегу Амура военного поста, выросшего впоследствии в дальневосточную столицу, – известный русский путешественник и военный географ Михаил Иванович Венюков (1832–1901) в своих записях упоминал китайский храм, стоящий на речном утесе близ Хабаровки. Уже тогда он писал, что молельня была очень старая. Таким образом, построена она была самое позднее в первой половине XIX столетия. Может быть, и раньше, но сейчас на этот счет можно делать лишь робкие предположения, а без серьезных археологических исследований истину уже не установить.

И все же старый буддистский храм не исчез во тьме времени бесследно. Сохранились его фотографии уже в перестроенном виде, равно как и скупые описания. Реконструирована молельня была в 1887 году на средства китайского купца Николая Ивановича Тифонтая, в китайском подданстве Цзы-Фаньта (?–1910). Не так давно я уже рассказывал об этой примечательной личности, прошедшей путь от китайского переводчика инженерной дистанции Приамурского военного округа до российского купца первой гильдии, ставшего одним из крупнейших дальневосточных финансовых магнатов, который вел коммерцию от Петербурга до Порт-Артура.






2 На этом снимке конца XIX или самого начала XX века прекрасно видно упомянутую кумирню – ее легко опознать по двум высоким столбам – на спуске с Артиллерийской горы, по гребню которой сейчас тянется улица Ленина, к берегу Амура. В ту пору этот склон носил имя Тифонтаевского утеса – в честь купца, конечно, а окрестная застройка именовалась китайской слободкой, так как там селились главным образом выходцы из Маньчжурии, искавшие заработка в пределах Российской империи.

Известно, что храм действовал до 1930 года. Закрыли его из-за конфликта с Китаем на КВЖД, случившегося в 1929 году. Дальнейшая судьба кумирни уже не вполне ясна. Сначала в бывшем храме разместили библиотечный склад, потом же, согласно одним данным, в 1950 году кумирню полностью разобрали. По другим свидетельствам, здание тогда лишь перестроили, и стены тифонтаевской молельни – прямой наследницы старого храма, упомянутого Венюковым, – до сих пор стоят, скрытые под штукатуркой архитектурных наслоений середины XX века. Как современный Дом офицеров Российской армии (ОДОРА), благодаря сохранившейся в его стенах кладке резиденции приамурских генерал-губернаторов, восходит своими корнями к первой половине 1880-х годов, так и здание, стоящее на месте старой кумирни, может вести счет своей истории с тех лет, когда территории юга Хабаровского края де-юре еще принадлежали империи Цин.

Тем интереснее было найти гипотетическое здание-преемник.



3 На фрагменте карты Хабаровска 1911 года можно видеть прибрежный район от устья речушки Плюснинки (ныне над ней, в 1960-х упрятанной в подземные коллекторы, проходит Уссурийский бульвар) на северо-западе до Артиллерийского затона (сегодня это затон РЭБ флота) на юго-востоке. Судя по обозначенному рельефу, Тифонтаевский утес находился в северной части квартала №7, к юго-западу от Кавказской улицы, которая сохранила свое название и в наши дни. Единственным каменным сооружением, отмеченным на этом месте, является здание под цифрой 7; в «объяснениях» под картой этот объект так и расшифровывается – «Китайская кумирня». Между строением и берегом Амура уже нет никакой другой застройки. Казалось бы, все вполне наглядно. Осталось только найти соответствующий этому месту объект на спутниковом снимке современного Хабаровска – и полдела сделано.



4 На снимке этот же района города начала XXI века озвученным критериям – нахождению между берегом и улицей Кавказской – отвечает группа зданий под общим адресом «улица Набережная, 27а» на ведомственной территории МУП города Хабаровска «Водоканал». В первую очередь под подозрение попало строение, отмеченное мною на показанной схеме черной цифрой «4». Несколько смущало только то, что все эти здания стоят не так высоко по рельефу, как на второй фотографии этого альбома, но очертания склона Артиллерийской горы за сто с лишним лет в любом случае претерпели определенные изменения – строили в окрестностях немало, взять ту же разбивку площади Славы к 1975 году, возведение мемориала Памяти к 1985 году и т.д., не говоря уже о многострадальном долгострое дома Радио.

Еще смутные подозрения у меня вызывал сам комплекс зданий водоканала. Дело в том, что городской водопровод в Хабаровске был пущен в эксплуатацию еще в 1908 году (а пробный пуск состоялся и вовсе годом ранее), поэтому на карте 1911 года соответствующая инфраструктура, особенно если она была отстроена в камне, должна была фигурировать. Однако между кумирней и берегом не было обозначено ни одно строение. Так или иначе, я решил попытаться разобраться на месте и предложил телекомпании «Губерния» сюжет для очередного краеведческого выпуска как раз на тему старого китайского храма. «Водоканал» пошел нам навстречу и разрешил съемки на своем объекте.



5 Раз уж я решил разбить альбом на две части, включу в него ряд фотографий объектов, хоть и не имеющих прямого отношения к предмету поисков, но тем не менее посещенных мною в во время изысканий.

Одним из них является старая водонапорная башня, обслуживавшая потребителей в районе пассажирского речного порта и Нижнего рынка. От первоначального ее здания сохранился только сложенный из кирпича первый этаж. Именно ее я обозначил на своей карте черной цифрой «1». Как нетрудно заметить, недалеко от нее находился ковш городской лодочной станции №1, где в 1980-х стоял и наш семейный катер – модернизированный «Амур-М». В детстве по дороге к ковшу я много раз проходил мимо бывшей водонапорной башни, но, понятное дело, не обращал на нее особенного внимания. Если мне не изменяет память, в ней было оборудовано помещение для охраны лодочной станции.



6 А вот так выглядела та же самая башня около 1910 года. Как видно, стояла она на правом берегу Плюснинки. Снимок, кстати, сделан от Тифонтаевского утеса.

Я сначала предполагал даже, что на первом этаже строения могло быть машинное отделение водозабора, но позднее узнал, что насосы стояли не здесь, а в отдельно стоящем здании, которое находится выше по течению (что вполне логично, чтобы не захватывать стоки загрязненной Плюснинки).



7 Чуть к северу от территории «Водоканала» вовсю идет строительство квазиэлитных высоток из очередной серии «Амурских зорь». Надо будет не забыть целенаправленно прогуляться по этому району до того, как начнут вырастать корпуса новых зданий, – судя по эскизам проекта, западный склон Артиллерийской горы они изменят до полной неузнаваемости.



8 И это офисное здание, и весь производственный комплекс за ним, имеют один адрес – ул. Набережная, 27а. Конкретно это сооружение не относится к числу старых, предположу, что вторая половина 1990-х. На моей карте оно обозначено цифрой «2».



9 За офисным зданием стоит приземистое строение механических мастерских. Сложно сказать, когда именно оно было построено – отсутствие декора, присущего в дореволюционное время и промышленной архитектуре, наводит на мысль уже о советской эпохе. На карте это задние указано цифрой «3».



10 А это уже «четверка» – без всяких сомнений, самый любопытный объект всего комплекса «Водоканала». Во-первых, именно он подозревался в наличии связи с китайской кумирней XIX века, во-вторых, уже издалека и невооруженным глазом видно, как архитектурно и исторически интересно это здание.



11 Это центральная насосная фильтровальная станция постройки 1907 года. Когда я увидел эту дату и соотнес здание со старыми фотографиями 1910–20-х годов, у меня не осталось ни малейших сомнений в том, что к кумирне оно не относится и относиться не может – последнюю, напомню, закрыли только в 1930 году, а перестраивали или сносили и того двумя десятилетиями позднее.

Несколько странно то, что здание насосной станции не фигурирует на карте Хабаровска 1911 года. Можно было бы списать это на стратегическую важность объекта, но ведь другие не менее важные (военный завод «Арсенал», железнодорожная инфраструктура, многочисленные военные части) на карте показаны достаточно подробно. В общем, загадка, которая, возможно, уже никогда не будет отгадана.

На фотографии видно, что здание состоит из двух частей. Дальняя является самой старой – именно ее построили к 1907 году. Там и размещались насосы, качавшие воду из Амура по нескольким всасывающим линиям, оголовки которых лежали прямо на дне реки в паре десятков метров от берега. Машины проводились в действие при помощи турбин, вращавшихся паром от двух паровых котлов.

Левая часть здания была построена чуть позднее – в 1912 году.



12 На стене в 2007 году была установлена мемориальная доска (цифра «5» на карте) в честь столетия первого пуска городского водопровода Хабаровска. Надпись на ней гласит: «28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года на этом месте состоялся первый пробный пуск воды в город объемом 50 тысяч ведер в сутки на участке водопровода по ул. Барановской (ул. Ленина) до пересечения с ул. Поповской (ул. Калинина) по ней на Среднюю гору (ул. Муравьева-Амурского) и далее на Артиллерийскую гору (ул. Серышева). Проектирование и строительство водопровода осуществлялось под городского военного архитектора – в дальнейшем первого «заведующего» городским водопроводом – Малиновского Бориса Андреевича.»

Жаль, что доска содержит одну малозаметную пунктуационную и одну грубейшую фактическую ошибку – улица Серышева проходит по гребню не Артиллерийской горы (по которой шла упомянутая Барановская), а по Военной горе.

Кстати, именно 28 июля 1907 году и принято считать датой рождения хабаровского «Водоканала», хотя, конечно, работы по обустройству городского водопровода начались гораздо раньше, но шли довольно вяло до тех пор, когда ими не занялся Борис Андреевич Малиновский (1876–1955). То была личность почти легендарная, и заслуги ее перед Хабаровском столь значительны, что, на мой взгляд, вполне заслуживают памятника. Впрочем, лучшим памятником Малиновскому является уже сам хабаровский водопровод.

К слову, предприятие это резко сбило монопольно высокие цены водовозов (аж с 5 копеек за ведро привозной воды из бочки или с 0,5 копейки за обычно некачественную воду из водоразборной колонки до 0,2 копейки за ведро из водопроводной колонки), но само оно долгое время оставалось убыточным. Да и далеко не все домовладельцы подключались к сети, так как это было дорого.

Здесь же стоит отметить, что в штатном режиме водопровод заработал в 1908 году.



13 Внутри старой части станции. Установленные тут насосы, конечно, куда моложе этих стен – они в основном датируются 1960 годами.



14 Круглый в плане объем здания, который можно было видеть справа тремя снимками выше, неожиданно уходит под землю сразу на несколько этажей. Именно там, внизу, стояли первые насосы, с 1907 года снабжавшие город водой.



15 На полу во многих залах и коридорах сохранилась еще оригинальная дореволюционная плитка. Меня вообще удивляет, как при обустройстве объектов число промышленного назначения в ту пору очень много думали об эстетике.



16 Более поздняя часть здания станции – именно тут находился и, как я понял, работает до сих пор, комплекс фильтрации. 11 мая 1912 года городская дума приняла решение выделить ассигнования на постройку дамбы, защищающей оголовки водозабора, и установку фильтров. Фильтрация заработала уже с 12 января следующего года. Анализ воды, кстати, тогда проводился ежемесячно в гигиенической лаборатории при хабаровском лазарете.

На заднем плане на мощном основании видна нижняя часть весьма емкой цистерны.



17 Какая клепка, какие симпатичные металлические колонны! Очень приятно, что бережной эксплуатацией и уважением к истории здесь многое удалось сберечь до наших дней. По крайней мере здание центральной насосной фильтровальной станции отличается изрядной сохранностью не только снаружи, где к столетию «Водоканала» была проведена неплохая реставрация, но также и внутри. На мой взгляд, его стоило бы включить в список объектов культурного наследия Хабаровского края.



Однако восторги восторгами, а нужно было искать следы китайской кумирни, тем более отведенного на съемки времени становилось все меньше. Об окончании поисков я расскажу уже во второй части альбома.