пятница, 18 января 2013 г.

Мастер-класс по пятницам. Виктор Сухоруков.

Это - удивительный человек. Я виделась с ним несколько раз, и каждый раз удивлялась, насколько он не такой, как все. Наверное, про него можно сказать, что он был рожден гениальным актером. Его путь в профессию был гораздо более долгим, нежели у остальных, он прошел и через пьянство, бродяжничал, был безработным. Лишь к 40 годам к нему повернулась удача. И больше уже никогда не отворачивалась.


Виктор Сухоруков:

"Не во всех вопросах годится общественное мнение"


Своим главным жизненным принципом он считает «непредательство»


Когда он поступал в ГИТИС, набиравший курс Всеволод Остальский сказал про него: «Или ненормальный, или гениальный». Однако известность пришла к Виктору Сухорукову спустя много лет после окончания театрального вуза. Он проснулся знаменитым, сыграв в «Брате-2», когда ему было уже за сорок. И с тех пор его можно назвать одним из самых востребованных российских актеров театра и кино.


Опоздания - это обрывки

Я не вожу машину, потому что не люблю этого делать. Да и автомобиля у меня нет. Терпеть не могу пробки: когда ты стоишь в автомобиле, наблюдая, как впереди задницы железные пыхтят на тебя газом, и ничего сделать не можешь. Знаю, есть и другое мнение: «Лучше опоздаю, но поеду только на машине». Некоторые настолько презирают общественный транспорт, будто они небожители. Мне это непонятно. Да, тяжело в метро, оно стало более многолюдным, более неряшливым, более пыльным. Бывает, еду и думаю: почему влажную уборку стали делать редко? По углам, по кромкам, по изгибам собирается такая пылища! И народу очень много. И душно. Но я все равно пользуюсь метро, потому что ненавижу опаздывать. И не терплю, когда опаздывают другие. Если мы договорились встретиться в какое-то время, мы должны встретиться. Если я еду на работу, я должен прибыть вовремя! Мы и так слишком суетно живем. Если еще и опаздывать, если тратить время, себя, жизнь, душу, нервы на ожидания и на обрывки между встречами, то что же останется? Опоздания - это обрывки, которые потом ни куда не годятся, с ними уже ничего путного не сделаешь. Я образно.


Бывает хороший, бывает плохой, бывает с душком…

Сейчас принято сериалы ругать. А что в сериалах плохого? Сериалы - это продукт. А продукт может быть разный - бывает хороший, бывает плохой, бывает с душком, бывает вкусный, бывает красочный. Я вообще противник всяких штампов. Они, может быть, и необходимы, но только - в крайнем случае. От безвыходности. Штамп - это повторение, дубль, копия. А художник должен быть всегда оригинальным. Тем более что в нашей жизни образов очень много. Вот я сейчас переверну табуретку вверх ногами, сяду в эту табуретку и это для меня уже - космический корабль. А, положив поперек табуретку, можно представить, что это - подводная лодка.


За всеми не угонишься

Общественное мнение - очень вкусовая вещь. Каждый думает про свое, о своем, про себя. Вот, например, грязно у нас в метро. Но если говорить Собянину или другому большому начальнику: «Сделайте вот так. Не хватает вот этого», - этому никогда конца-края не будет. Специалисты, которые за этим следят, должны сами делать выводы и производить замеры влажности, сухости, температурного режима и всего прочего. Я к чему говорю? К тому, что есть вопросы, в которых общественное мнение не годится. Зачем спрашивать, если каждый усматривает в вопросе свою проблему, а не общественную? Кого-то расстроит, что нет скамейки. Кому-то потребуется дополнительный мусорный бак. А третьему - дай стакан пива. У каждого - свой интерес. И если спрашивать мнение каждого в отдельности, так и получите индивидуальную проблему. За всеми ведь не угонишься.


Главное - не умничать

Вот вы спрашиваете, люблю ли я давать советы. Зачем такие крайности? Не я решаю, а ситуация подсказывает - давать советы или не давать. Что такое совет? Знания, это опыт, это практика. Я делюсь опытом. Если бы советовал, не ведая, не зная, как дилетант, мог бы показать себя пижоном и глупым человеком. Но я делюсь тем, через что прошел, что испытал, обо что споткнулся или обжегся. Это даже, скорее, не совет, а предложение. Или подсказка - вроде шпаргалки. Поэтому молодые актеры меня, как правило, слушают. Самое главное - не умничать.


Прошлое - неисправимо

Прошлое - неисправимо. Только будущим можно что-то исправить. Удивительно, но факт: именно там, где мы еще не были, там, где мы не знаем, что произойдет, можно что-то исправить. В моей жизни была, пожалуй, одна масштабная ошибка. Мое пьянство. Но это было вчера. Потому что я понял, что в пьянстве невозможно жить, работать и любить - сплошные потери! Поэтому однажды я проснулся и понял, что пора это прекращать. Но для того, чтобы вот так проснуться, мне пришлось прожить определенную, «большую, интересную жизнь». Мучительную. Такую, чтобы понять: надо ставить точку. Теперь для меня это - старая тема, потому что уже 12 лет я ничего не употребляю. Свою ошибку я исправил.


Не образ, а вера

Я люблю ходить в церковь. И делаю это не только по праздникам, а когда двери открыты. Вера много лет помогает мне жить. Именно вера. Ведь это неважно - какой у тебя Бог. Каждый может сам его себе придумать. Как говорится, для кого-то Бог - это мужик с бородой, а для кого-то - герань на подоконнике. Важен не образ, а вера. Потому что вера - очень важный компонент в душе человека. С ней легко живется, с ней дела делаются лучше, общение с людьми налаживается быстрее. Жить в мире людей с верой намного приятнее, интереснее, полезнее и продуктивнее.


Предательство - поганое явление

Меня предавали довольно часто. Не хочу приводить примеров, потому что это - сугубо личное. Да и говорить об этом противно, потому что предательство - поганое явление. Поганейшее. И, наверное, самый главный жизненный принцип для меня - непредательство. Я так себя строю, я так себя веду и стараюсь оставаться бдительным по отношению к себе. Даже если сложится так ситуация, что предложат мне сделать что-то, подразумевающее предательство, я этого не сделаю. Лучше пожертвую, пострадаю.


Если ехать, то за счастливой жизнью

Иногда я наблюдаю из окна за тем, как живут те, кто приезжает в Москву на заработки. Их все больше и больше. И они живут интересно. Надевают казенную куртку, жилетку цветную - и защищены от лишних вопросов. А работает он на этой территории или к другу пришел - никто не знает. Но знаете, что меня изумляет? Я иногда наблюдаю, как молодые парни, не знаю из какой республики, в этих самых оранжевых жилетках, шарят по помойкам. Мне их особенно жалко. Не только потому, что молодой, симпатичный, а лазает по помойкам. Наших, русских, которые шарят по ним, я могу понять - может быть, это пьяница, может быть, у человека такой стиль жизни. Но уезжать из родной страны, чтобы лазить по помойкам в другой? Уж если ехать, то за счастливой жизнью.


Люблю прощать

Я знаю, что есть люди, которые ждут, чтобы я сломался и мечтают, чтобы я вернулся к прошлому. Помню, один человек названивал мне из Петербурга и клял всякими позорными, грязными словами только потому, что я его не поблагодарил за поздравление с днем рождения. Мы были приятелями в молодости. И лишь потом я понял, почему он это делал. Потому что у него все плохо, а у меня все хорошо. И он никак не может успокоиться. Но я люблю прощать. Прощаю, потому что счастливый. Сегодня я - благополучный, удачливый человек, и у меня просто нет никакого права, да и желания таить на кого-то злобу. Это мелко. Я тружусь, востребован, интересен, сыт и нет у меня долгов. Не трогайте меня, и не будет вам ни каких бедствий от Сухорукова.


Елена ХАРО

(с) журнал "Кампус", декабрь 2012 года