На сцене Кремлевского дворца 25 января и 26 февраля пройдет премьера балета "Красавица и Чудовище" на музыку легендарного греческого рок-композитора Вангелиса. Ожидалось, что композитор приедет на премьеру, ведь его музыка впервые звучит в России, но в этот раз не получилось. Надеюсь, в следующий раз композитора все-таки пригласят?
(Красавица - Александра Тимофеева, Чудовище и Принц - Михаил Евгенов,
крайний справа - дирижер Игорь Разумовский)
Поскольку музыку Вангелиса раньше у нас не слышали (и мы почти ничего о нем не знаем, несмотря на голливудский успех: у композитора свыше 40 студийных альбомов и 50 саундтреков для кино, принесших ему Оскар и Грэмми)
В общем, не будет лишним хотя бы вкратце рассказать о том...
... что Вангелис начал сочинять музыку в 4 года. Несмотря на свой абсолютный слух музыкальную грамоту он освоить не смог.
То есть Моцарта с листа композитор сыграть не сможет. Зато строгие рамки академической музыки не помешали Вангелису состояться в профессии и перепробовать свои силы в различных жанрах от а...вангарда до э...лектроники.
В конце концов, он нашел свой способ обрести композиторскую независимость - придумал инструмент наподобие органа, у которого к каждой педали "привязана" какая-то группа и симфоническог оркестра. Так, композитор жмет на одну педаль - тему играют скрипки, жмет на другую - тему поддерживают валторны. В каждой ситуации талантливый человек найдет свой выход :)
Всего балетов у Вангелиса три. И это немало. Для сравнения, у Петра Ильича Чайковского тоже три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Что касается музыки в балете, она у Вангелиса не лишена интересных находок, но ... где-то все-таки возникает ощущение, что ты уже слышал тот или иной фрагмент, например, в программе "Балет fm" на радиостанции классической музыки "Орфей" (99,2 fm)
Я спросила у дирижера Игоря Разумовского по поводу ассоциаций с Чайковским и вообще о том, как ему работается в необычном для балета звуковом формате. Напомню, что в Кремле есть традиция подзвучивать концерты.
- Игорь, поздравляю Вас с премьерой. Звук во время балета идет через колонки, поэтому музыкантам необходимо играть чутко? У Вас, как у дирижера, ощущения во время балета, наверное такие же, как и на записи?
- Так сложилось, что в зале действительно нет акустики, и какой бы оркестр ни играл, его все равно будут подзвучивать.
- Какие задачи Вы ставили перед собой как дирижер? На Ваш взгляд, удалось ли их реализовать?
- Давайте я начну с конца - реализовать задачи нам удалось. Задачи были довольно простые: надо было показать основные идеи музыки и сделать все для того, чтобы музыка соответствовала хореографии.
- В плане музыки у меня как у зрителя возникают картинки музыкального коллажа: этот кусочек напоминает по стилю мюзикл, этот фрагмент - из настоящей классики... а этот - из адаптированной классической музыки...
- Это Вангелис. Давайте называть вещи своими именами. Таков стиль композитора. У балета, как и в фигурном катании, есть обязательные элементы, без которых балет не может быть балетом. Поэтому в балете должно быть свое па-де-де, адажио, как и у Чайковского.
- Чайковский, кстати, слышится...
- Давайте не будем думать, что это плагиат. Невозможно обойтись в балете без Чайковского, - каждый раз, когда начинает играть первая скрипка, у всех в зале возникает ассоциация с музыкой Чайковского. Это необязательное заимствование, это стиль. Чайковский задал такую планку, выше которой практически невозможно перепрыгнуть. Не надо на это обращать внимание. Ведь все профессионалы в фигурном катании прыгают тройной аксель. А это тройной тулуп.
- Возвращаясь к работе с оркестром. Наверное, из-за подзвучки каждый музыкант в оркестре чувствует себя солистом?
- Состав нашего оркестра большой, мы работали с двумя коллективами: Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" и ансамблем солистов "Новая классика", но будем считать, что мы работаем в одном коллективе, в котором каждый музыкант понимает, что он сидит под прицелом, ведь есть микрофон. Музыкант его видит и понимает, что не имеет права фальшивить. Хотя живая музыка отличается тем, что какие-то огрехи придают ей вкус. Если бы все было стерильно, это было бы просто неинтересно слушать. Какие-то огрехи, конечно, недопустимы по большому музыкантскому кодексу, но это можно сравнить с прослушиванием пластинки без призвуков шипения от иглы. Многие ценители музыки как раз выбирают пластинки, а не cd. Есть в этом какая-то жизнь и дыхание. Особый вкус есть и в шорохе партитур….
Последняя сцена из балета... перед занавесом
Хореографией балета занимался британский хореограф Уэйн Иглинг, в недавнем прошлом худрук Голландского Национального балета и Английского Национального Балета, в давнем -премьер балета Ковент-Гарден. Именно на сцене Ковент-Гардена в 1986 году Уэйн Иглинг впервые поставил "Красавицу и Чудовище". И на тот момент это была всего лишь вторая его работа... Со временем Иглинг станет другом всех друзей...и будет ставить танцы мировым звездам. Например, в культовом клипе "I want to break free" Фредди Меркьюри двигается по-Иглинговски.
...Но вернусь к балету.
Прошли годы и эти 25 лет доказали, что постановка балетмейстера может быть актуальна и сегодня. Правда, с изменениями в либретто и музыке. Специально для новой редакции Уэйн Иглинг дополнил свое либретто новыми сценами. В частности, добавил смешные сцены танцующих лесных зверюшек. В костюмах летучих мышей, енотов, волков, оленей, медведей и etc. танцуют молодые артисты.
По старой дружбе Вангелис для этих сцен написал дополнительную музыку и при этом ... не взял ни копейки за свою работу Что касается художественной формы, Уэйн Иглинг не собирается останавливаться на достигнутом... и цементировать балет, несмотря на успех у публики. Для Иглинга нет предела совершенству, так что он собирается по ходу представлений внести ряд изменений.
Вообще хореография Иглинга замиксована на сочетании современного и академического балета. Артистам театра "Кремлевский балет", по их собственному признанию, не всегда приходилось легко. А тут еще ограниченные сроки и постоянные изменения... Но труппа с блеском справилась - выучила не только новый язык, но и научилась на нем говорить.
Удивительно легка и свободна Александра Тимофеева в роли Красавицы. Михаил Евгенов поразил своим владением телом: по сюжету он играет два контрастных образа и не каждому артисту дано сочетать в одном спектакле пластику грациозного Принца и прихрамывающего Чудовища..
Меня порадовало то, что все в комплексе (и декорации, и музыкальное, и световое решения) доставило удовольствие публике. Некоторые дети, например, очарованно танцевали па из балета в фойе Кремля, а значит продолжали верить в сказку и после закрытия занавеса....