среда, 30 января 2013 г.

История одного эсэсовца

Женщины на Колыме долгие десятилетия были в дефиците. Так исторически складывалось, что главными покорителями этого сурового края были мужчины. Геологи – мужчины, главное управленческое ведомство Северо-Востока – «Дальстрой» также сплошь состояло из военных мужчин, пограничники и основные партийные работники – то же мужики. И всего один женский лагерь приходился почти на пятьдесят исправительных трудовых лагерей.

091


Везло мужчине, если осваивать с ним Север соглашалась ехать жена. И везло женщине, попавшей с 1930-е по 1960-е годы в колымский край: мужа она могла себе выбрать из сотни претендентов. Кое-как решить проблему дефицита женщин на Колыме были призваны комсомольские призывы. Что скрывать, некоторых дам повышенное внимание мужчин развращало. Поэтому на Колыме так и говорили: у нас нет женщин, у которых помимо мужа нет пару любовников. Как пример этому – происшествие на прииске «XXI съезда КПСС».


092


Одним из ценных работников этого прииска был Раут Манфред – бригадир крепильщиков. Был у него заместитель по фамилии Смирнов (фамилия изменена авт.).

На работе Раут слыл опытным мастером, хорошим руководителем. А в быту – деспотом. Периодически избивал свою жену. А жалел ее – Смирнов, который был любовником супруги своего начальника.

Однажды к Смирнову заявилась жена Раута, сильно избитая, вся в синяках. И стала жаловаться на своего мужа: «Сволочь он! Представляешь, его фотоальбом как-то смотрела. Видела там склеенные страницы. Чуть разодрала их, а он там в эсэсовской форме! Стреляет из пистолета, вешает людей».

Смирнов был осведомителем оперуполномоченного Тенькинского РОВД Виктора Каминского. Он рассказал ему о странных снимках своего бригадира. Каминскому ничего не оставалось, как проверить информацию. В разгар рабочего дня он вскрыл квартиру Раута Манфреда. Без труда нашел его фотоальбом. Над паром подержал последние страницы, расклеил их, а там Раут вправду – в эсэсовской форме, с крестом на шее. Каминский переснял снимки на свой фотоаппарат и дал информацию в КГБ.

Через несколько месяцев сотрудники КГБ приехали на прииск и забрали Манфреда. Спустя время его жене выдали документы, по которым супруг ее числился пропавшим без вести. И она вышла замуж за Смирнова.

Бывшие фашисты, полицаи и всевозможные пособники нацистам после освобождения из Колымских лагерей не спешили возвращаться на родину, где могли их узнать родственники ими же убитых или преданных людей, припомнить нераскрытые преступления. Поэтому часто они оставались жить на Севере, брали фамилии своих жен, при малейшей возможности пытались изменить свои анкетные данные.

Текст Николая Добротворского