пятница, 18 января 2013 г.

Бангладеш. День номер четыре. Кладбище кораблей (часть 7).

Ради этого места я хотел попасть в Бангладеш. Я ждал три года. Все началось с того, что в сообществе Владивостока один из юзеров запостил фото судна "Владивосток", которое разбирали. В комментариях выяснилось, что это верфь в городе Читтагонг, одного из трех основных мировых кладбищ кораблей. 90% всех морских судов разбирается всего в трех городах: Читтагонг (Бангладеш), Карачи (Пакистан) и Аланг (Индия). В общем, места впечатляющие, судя по фотографиям. И об этих местах ничего не пишут в путеводителях. В общем я ждал случая попасть в это место. Мы с Андреем @dr_chif и Сашей @alexroot_r предварительно закачали карту местности в смартфон, а утром говорили на ресепшене с мужиками, "как доехать до места, где мертвые корабли и сколько стоит доехать". И один мужик нам ответил: Если поедете на такси, то будет стоить 1000 така (ехать примерно 15 км), а если на green box, то 500 така. Тааак вооот как эта штука трехколесная называется! ЗЕЛЕНАЯ КОРОБКА! Мы просто оборжались тогда. Потом уже в интернете нашли, что этот трехколесный мопед-такси называется "мишук", еще попадалось название "бэби такси". Но мы так и стали называть эту штуку - зеленая коробка.


Пару дней назад я описывал кладбище кораблей в сообществе vladivostok поэтому часть текста ниже будет скопирована оттуда, но дополнена некоторыми нюансами.


Вышли из отеля и поймали нашу зеленую коробку, договорились с водилой доехать до места за 500 така. Ехали чуть больше часа и поняли, что он протупил и проехал дальше, об этом сказал GPS в телефоне. Потом водятел развернул свое корыто и поехал в обратном направлении. Три раза у местных спрашивали дорогу. Каждый раз собиралась целая толпа помогающих и сочувствующих. Вообще в Бангладеш надо усвоить и привыкнуть к 2 вещам: всегда закладывать на дорогу дополнительное время, чтобы дать возможность водителю/рикше заблудиться; привыкнуть к тому, что всегда собирается целая толпа. Они все готовы помочь, и вообще им белые интересны, там туристов почти нет, а в стране почти ничего не происходит.


Наконец-то нашли дорогу и приехали к первой разборочной верфи. Там забор. Ворота. Народ. Водила начал просить больше бабла, типа, наездил лишнего. Мы ему пояснили, что в наши планы входило не кататься, а приехать сюда. Закончили с ним и пошли к воротам, типа нам посмотреть. Чуваки ни в какую не хотели пускать. И не пустили. Дело в том, что иногда там оказываются журналисты и потом делают статьи о том, что там детский и рабский труд используется (корабли разбирают вручную), а ООН еще и чмарит Бангладеш и Пакистан за такие стремные условия труда и вообще, что экологию не берегут. Там то нефть выльется, то газ долбанет. В общем, не пускают они туда никого. Но, мне как-то попадался отчет одной девахи, они со своим парнем тоже были там и их тоже не пускали, но они сунули кому-то десять баксов и их пропустили. Думалось и о взятке, да. Когда мы отходили, я все-таки сфотал из-за забора судно, которое торчало. Мало ли, может, нас вообще никуда не пустят.



Поперлись к другой верфи, там та же самая фигня - нет и всё. Мы начали предлагать деньги и, типа, что не будем фотать и вообще мы не журналисты, а туристы из России (а они задавали нам вопрос откуда мы и кем работаем). Типа, вот десять баксов и no camera. Не пустили и сюда. Мы в третье место. Там входы сразу на две верфи. Не пускают ни туда ни сюда. Причем не просто не пускают, а посылают: идите вон в те ворота, а в тех воротах говорили, идите в первые ворота. В первых, вроде, даже почти согласились на: "no camera and 10 dollars". И я было уже снял крышку с объектива и выключил звук на фотоаппарате, чтобы фотать не глядя с пуза, но вахтер позвонил своему боссу. Тот добро на пропуск не дал. Я уже было отчаялся: послали в четырех верфях, а я ведь только ради этого места ехал в эту забытую Богом и вообще всеми страну. И, суки, даже взятку не берут. Настолько их зачмарили этими выпадами.


Когда мы отходили от очередных (третьих и четвертых) ворот, к нам подошел молодой чувачок и показал жестом идти за ним. Мы пошли. Шли через как бы деревню, где живут работяги, которые разбирают корабли. Прям посреди пальм стояли сараи, точнее не сараи, а жилища, где живут местные. Попробовал сфотать с пуза кур.



Шли мы заячими тропами по этой деревне в лесу минут десять. Вокруг вонища, но попались пара офигительно красивых особняков, видимо, хозяев верфей. И вот по одной из тропинок парень нас вывел в место на берегу! То есть между двумя верфями, между их заборами, был проход шириной метра три! Но, где заканчивались заборы верфей и начинался как бы "пляж", на каждой из верфей сидело по охраннику, которые вылупились на нас, а потом и еще мужики подошли. Потупили пару минут так молча, а потом наш проводник говорит нам: фотайте. Корабли стоят на мели, валяются шлюпки, якоря, винты, слышны звуки "болгарок".









Наш проводник сфотал нас на свой телефон, а потом мы еще и сфотались с ним на его мобилу. Нам забава корабли, ему - белые морды. Минут через пять пошли обратно через деревню. Саня сунул чуваку 1000 така. Тот умело засунул купюру в карман. В городке-деревне, где живут работяги, около 30 000 человек. Живут очень-очень бедно. Мы шли и рассуждали, как относиться к нападкам ООН на Бангладеш за это место, но если этих людей лишить работы, да и детей тоже лишить работы, то что они жрать-то будут? Страна и так нищая. Доход на душу населения 500-600 долларов в год. Ну вот проявим мы гуманизм, закроем эти верфи и что? 30 000 человек сдохнут от голода? А так хоть какая-то работа есть. Хотя проводник наш говорил, что разборка судов это офигительно денежный бизнес.





Проводник довел нас до нужной тропинки к выходу и растворился в лесу. Но на самом деле с ним мы еще встретимся, что будет очень неожиданно и удивительно. Тут же, недалеко от верфей, все это барахло пилят на металл. Вытаскивают с судов абсолютно всё.



А то, что не пилят, продают на местном рынке здесь же. Там флаги, спасательные круги, жилеты, цепи, холодильники, унитазы, плоты, вообще все, что вытащено с кораблей. Даже тренажеры есть.






Еще там было типа кафе. Ну, такое, деревенское кафе. Саша предложил там и пожрать. Ну, чтоб совсем к местному причаститься. Причастились. По-английски там никто не говорит. А вы много знаете слесарей/механиков знающих английский? Ну, не суть. Помыть руки, это значит на твои руки льет воду из ведра сам дирехтор этого рэсторана. В общем нам начали приносить еду. Много, заставили весь стол.



Мы потом посчитали, нажрали мы аж на 80 рублей с человека! Вышли из кафуги, провожаемые взглядами сотни местных работяг и пошли искать зеленую коробку для дороги назад в Читтагонг. Подошли к одному сунули визитку, он что-то тупил-тупил, потом нарисовался англоговорящий бенгалец и сказал, что в город он не ездит. Точно! Смотрим, а на его зеленой коробке нет решеток ни со сторон водителя, ни со сторон пассажира. А решетки очень важны в городе. Про вырвать, там, фотоаппарат на ходу не знаю, но то, что в пробках и на ЖД переездах лезут попрошайки и прочие дохляки - факт. Поймали другого. Дали визитку отеля. Опять собрали целый консилиум и разбирались, где же это место в Читтагонге находится. Я раньше не отметил, но многие тупо не умеют читать. Ни по-английски, ни по-бенгальски. И нужно им говорить, что написано. В Дакке, когда мы ехали домой на велорикше в канун Нового года, когда мы приехали на нашу улицу, но далековато от нашего дома, рикша взял визитку и пошел искать кого-нибудь, кто ему прочтет. Я его окликнул и сказал, я знаю номер дома, куда ехать. Знаете, что он сказал? Назовите номер дома по-английски! Чувак читать не умеет, но понимает по-английски!


В общем, разобрались, куда ехать, однако обратный проезд нам обошелся не в ту сумму, за которую мы приехали, т.е. не за 500 така, а всего за 300.


На верфи мы уезжали рано утром, т.к. в наши планы не входило ночевать в Читтагонге больше одной ночи. Мы ехали сюда ради кладбища кораблей и у нас все получилось. Сегодня нам предстоял отъезд дальше на юг Бангладеш, в город-курорт Кокс-Базар, который находится на берегу самого длинного в мире пляжа, длина которого 120 км. да-да Бали с Таиландом отсасывают у Бангладеш.


Я немного отступлю от привычного цикла постов о Бангладеш и сегодняшний пост закончу тем, что мы поехали в нашу гостиницу за вещами, чтобы далее сесть в автобус и уехать в Кокс-Базар.


UPD


В комментариях к анонсу этого поста у periskop нашелся человек tyr_the_gunner , отец которого загонял судно на подобную разборку, только не в Читтагонге, а в Аланге (Индия). Ниже тот коммент.


Он, конечно же, в основном о процессе "с той стороны" (со стороны моря) рассказывал.

Как идет сам процесс списания - там куча же имущества (компании-судовладельца и команды), кто и как может забрать, как вытаскивают, как передают, как уменьшают экипаж постепенно.

Ну и сам процесс "попадания на пляж" (а действительно - как хер-знает-сколько-тыщ тонн махина попадает на пляж?) и покидания корабля. Оказывается, есть несколько (если не один) дней в месяце когда прилив высокий - тогда на полном ходу со всей дури судно и загоняют к берегу. "Дно" в это время - ил вязкий с водой - как до берега добраться? Как положено, покидал последним уже в сумерках, чуть, говорит, не утонул нафиг в этом болоте...

Ну и тяжело, конечно, моряку такую операцию проводить чисто психологически...


__________________

Мой автономный блог о городе Фуюань, острове Большой Уссурийский и Российско-Китайских взаимоотношениях - http://fuyuan.ru/