Когда много лет назад я поступил учиться в Суриковский институт, то знал, что после него я попаду во вполне определённую номенклатурную обойму. Знал, моя профессия и мой диплом будут высоко цениться, будут востребованы, а я должен быть готов соответствовать уважению, которое будет ко мне как к офицеру идеологического фронта. Именно так обстояли дела в советское время, когда студентов-художников Суриковского института курировал Идеологический отдел ЦК КПСС.
Теперь, понятное дело, обстоятельства совсем иные. Идеология конституционно ампутирована, отделена, отрезана и отброшена подальше от тела государственной жизни. Хорошо это или плохо – отдельный и большой разговор.
Отношения между властью и художниками в отсутствии идейного руководства, трансформировались в нечто крайне неэстетичное. Художникам дали свободу без каких-либо обременений. Свобода, очень может быть, хороша для творчества. И крайне плоха при организации любого публичного дела или процесса, которые изначально подразумевают взаимные обязанности участников этого дела или процесса.
На прошлой неделе Глава республики Александр Волков встретился с делегацией членов Союза художников Удмуртии, которые попросили Президента Удмуртии поддержать их инициативу по проведению в Ижевске в 2018 году зональной художественной выставки Кроме того члены союза попросили у президента защиты от администрации Ижевска, которая «отбирает» у упомянутых членов мастерские и выставочный зал на Пушкинской.
Глава региона пообещал помочь художникам в решении их проблем. В ходе телефонного разговора, который состоялся тут же, с сити-менеджером Денисом Агашиным Александр Волков посоветовал городской администрации в данном вопросе «не рубить с плеча», а вникнуть в проблему и оставить помещения за Союзом художников Удмуртии.
Насколько достойны такой поддержки жалобщики от Союза художников?
Почему они не рассказали Президенту, что из мастерских их хотят попросить потому, что они плохо содержат арендуемые у города помещения, что не считают своей строгой обязанностью вовремя и полностью оплачивать коммунальные услуги?
Почему Союз превратил выставочный зал на первой линии центральной улицы Ижевска – Пушкинской – в какую-то лавку сельпо, доходы от которой уходят неизвестно куда? Они не рассказали Президенту о том, что Союз уже 20 лет раздирают противоречия, что сегодня организация расколота, что руководства Союза взяло себе право решать, кто «правильный» художник, а кто «неправильный». Они не рассказали Александру Волкову, почему в Ижевске проходит так мало художественных выставок, не рассказали, что сегодня в республики есть два союз художников, два председателя. В отличие от тех, кто пришёл на приём к президенту, вторые не клянчат денег и не выпрашивают помещений, а сами организует полноценный творческий и выставочный процесс.
Пока первые жалуются на жизнь и ижевскую администрацию, вторые в это время проводят выставки художников Удмуртии в Москве и Санкт-Петербурге. В питерской «Эрарте» выставляются работы 25 наших художников, в экспозиции московского «Винзавода» представлены работы семи авторов из республики.
…«Кто же ещё поддержит творческих людей, если не власть», - такими словами закончил свой разговор с ходоками-художниками Президент Удмуртии. Красиво и верно сказано. Только вот самим ходокам надо бы, наконец, стать адекватными и к сегодняшней жизни, и к современному искусству.
Теперь, понятное дело, обстоятельства совсем иные. Идеология конституционно ампутирована, отделена, отрезана и отброшена подальше от тела государственной жизни. Хорошо это или плохо – отдельный и большой разговор.
Отношения между властью и художниками в отсутствии идейного руководства, трансформировались в нечто крайне неэстетичное. Художникам дали свободу без каких-либо обременений. Свобода, очень может быть, хороша для творчества. И крайне плоха при организации любого публичного дела или процесса, которые изначально подразумевают взаимные обязанности участников этого дела или процесса.
На прошлой неделе Глава республики Александр Волков встретился с делегацией членов Союза художников Удмуртии, которые попросили Президента Удмуртии поддержать их инициативу по проведению в Ижевске в 2018 году зональной художественной выставки Кроме того члены союза попросили у президента защиты от администрации Ижевска, которая «отбирает» у упомянутых членов мастерские и выставочный зал на Пушкинской.
Глава региона пообещал помочь художникам в решении их проблем. В ходе телефонного разговора, который состоялся тут же, с сити-менеджером Денисом Агашиным Александр Волков посоветовал городской администрации в данном вопросе «не рубить с плеча», а вникнуть в проблему и оставить помещения за Союзом художников Удмуртии.
Насколько достойны такой поддержки жалобщики от Союза художников?
Почему они не рассказали Президенту, что из мастерских их хотят попросить потому, что они плохо содержат арендуемые у города помещения, что не считают своей строгой обязанностью вовремя и полностью оплачивать коммунальные услуги?
Почему Союз превратил выставочный зал на первой линии центральной улицы Ижевска – Пушкинской – в какую-то лавку сельпо, доходы от которой уходят неизвестно куда? Они не рассказали Президенту о том, что Союз уже 20 лет раздирают противоречия, что сегодня организация расколота, что руководства Союза взяло себе право решать, кто «правильный» художник, а кто «неправильный». Они не рассказали Александру Волкову, почему в Ижевске проходит так мало художественных выставок, не рассказали, что сегодня в республики есть два союз художников, два председателя. В отличие от тех, кто пришёл на приём к президенту, вторые не клянчат денег и не выпрашивают помещений, а сами организует полноценный творческий и выставочный процесс.
Пока первые жалуются на жизнь и ижевскую администрацию, вторые в это время проводят выставки художников Удмуртии в Москве и Санкт-Петербурге. В питерской «Эрарте» выставляются работы 25 наших художников, в экспозиции московского «Винзавода» представлены работы семи авторов из республики.
…«Кто же ещё поддержит творческих людей, если не власть», - такими словами закончил свой разговор с ходоками-художниками Президент Удмуртии. Красиво и верно сказано. Только вот самим ходокам надо бы, наконец, стать адекватными и к сегодняшней жизни, и к современному искусству.