четверг, 20 декабря 2012 г.

Олег Грищенко: "Трамваи будем убирать".

Обзор новостей, касающихся будущего Саратова начнём с заседания комиссии Саратовской гордумы по ЖКХ, где Андрей Гнусин сказал о том, что на месте обещанного сквера возле корпуса гостиницы "Словакия-2" будет кольцевая автодорога.

На сеансе общения власти с народом, который прошёл в д/к "Россия" руководство города и области озвучило много интересных фактов. Например о том, что развязка на Стрелке на месте заправке начнет таки строиться в следующем году. А вот обещанного аквапарка в Солнечном не будет. Но самый большой общественный резонанс (судя по количеству комментариев на сайтах новостных агентств) вызвало заявление о том, что в данный момент прорабатывается кардинальное изменение схемы работы электротранспорта, которое заключается в изменении схем движения, и ликвидации трамвайного движения с дорог, где он соседствует с общественным транспортом.

Где логика у властей? Для начала вам задачка из начальной школы:



До 2013 года по полосе автодороги ездил автотранспорт и трамваи. С 2013 - только автотранспорт. (А заявления касаются именно таких участков).

По техпаспорту в двухвагонном трамвайном составе из КТМ-5 помещается 448 человек.

На месте этого состава может поместиться (не забываем про безопасную дистанцию между ТС):

2 троллейбуса. Допустим вместительные ЗиУ-682, в которых смогут ехать до 240 человек.

2 автобуса. Ну допустим МАЗ-103, в них смогут ехать до 200 человек.

3 маршрутки Ford - 78 человек.

4 ГАЗели - 52 человека.

5 личных автомобилей - до 25 человек, но в среднем 10.

Чем выше скорость потока, тем дистанция между ТС больше.

Вопрос: на сколько больше пассажиров провезёт эта полоса движения после ликвидации трамвая?




инфографика сайта "Ярославцы за трамвай"


Ответ: При так называемом "освобождении" дороги от трамвая ситуация с пробками ещё больше усугубится, т.к. пропускная способность дороги упадёт в 2 и более раз. Пассажиропоток с этой дороги никуда не денется, людям как-то надо ездить на работу или учёбу. Более того, как это не парадоксально звучит, но даже если мы расширяли бы дороги за счёт выделенных трамвайных линий, уничтожая трамвай и получив новую дополнительную полосу для автомобилей, то ситуация с пробками напротив усугубилась бы! Это же простая арифметика. Умножьте количество людей, которые например перевозятся трамваем №3 раз за 5 минут по выделенной полосе на 50 лет Октября или Астраханской, а затем сколько людей проедет на автомобилях по рядом находящейся полосе автодороги. Результаты вас удивят. Убрав трамвай, пробки только усилятся!


Что же предлагают власти вместо трамваев? "Мы троллейбусы будем увеличивать". Напомню, что по программе развития транспортного комплекса мы уже должны ездить по мосту через Волгу на восстановленном троллейбусе 9 маршрута, а троллейбус №10 уже продлён до посёлка Солнечный. Вот только всё это на бумаге. Неоднократные вопросы об этих мелочах всегда находили ответ в недостатке финансов. В той же программе значится приобретение трамваев и троллейбусов.

В генплане в мероприятиях до 2010 года написано: Обеспечение приоритета в развитии и работе массового общественного транспорта перед индивидуальным транспортом. Разработка проекта создания в городе сети скоростного рельсового транспорта для сокращения затрат времени населением города на грузовые и культурно-бытовые передвижения и для сокращения использования личных автомобилей с этими целями передвижений.


Что же на деле? Олег Грищенко заявляет, что до мая 2013 года будет приобретено 110 новых микроавтобусов Пежо и Форд. Вот вам и обновление городского транспорта!


Напомню, что в цивилизованных странах вы не встретите маршруток. Вообще! Зато в африканских странах - маршрутки это единственное средство передвижения. В Европе и США происходит развитие, а в некоторых городах и воссоздание трамвайных систем. В России - наоборот. Вопреки международному опыту и наличию большого количества научных исследований в плане транспортной инфраструктуры городов, у нас планомерно ликвидируют трамваи. В Воронеже, Астрахани и других городах трамвай с улиц был навсегда убран с теми же благими намерениями. В итоге получилось всё наоборот - количество пробок мгновенно увеличилось, я уже молчу про экологию.

Саратов желает быть следующим?


Москва уже начинает смотреть в сторону Европы и решать пробки с помощью общественного транспорта и выделенных полос. У нас - всё наоборот. Да и отношение к трамваю в Саратове предвзятое. А всё потом что трамвайная инфраструктура у нас осталась ещё с советских времён. Вместо современной технологии укладки и сварки рельс используются бог знает какие древние!

Пассажиров этих 110 новых микроавтобусов могли бы обслужить всего 14 трамвайных вагонов, срок службы которых, между прочим, не одно десятилетие. А маршрутки мало того, что не долговечны, так ещё и самый опасный вид транспорта в Саратове по статистике 2012 года.




график из интернета


Но у нас другая логика. В городе перевозка пассажиров - это бизнес. Любой маршрут электротранспорта дублируют маршрутки, которые увозят платёжеспособную часть пассажиров, делая электротранспорт ещё менее рентабельным, т.к. большая часть перевозимых там пассажиров - льготники и пассажиры с проездными. В автобусах и маршрутках же проездных нет. Наши автобусы плетутся еле-еле. И эта проблема давно уже всем известна, с ней пытался даже Володин бороться, но ситуация с тех пор ещё больше ухудшилась. Частные перевозчики получают прибыль от каждого автобуса независимо от пассажиропотока, поэтому их задача - купить как можно больше автобусов и поставить на "рыбные маршруты", чтобы водители, обязанные сдавать ежедневный план не разбежались. Поэтому покупаются в основном списанные автобусы из Европы. Для того, чтобы собрать план водители резинят, создавая пробки в центре. При этом в некоторые части города практически не ходит транспорт. Люди часами стоят в очередях на маршрутки. В общем-то обо всём этом я уже рассказывал в приёмной Президента и писал об этих вещах развёрнутый пост.


Недавно довелось в час пик выбираться из центра. Оказывается что сделать это практически невозможно. Люди штурмуют маршрутки, которые забиты куда больше допустимой вместимости. И забиваются они как бочка с селедкой ещё на конечных, где на посадку собирается традиционная очередь. Страшно представить что будет, если такая маршрутка попадёт в аварию.



Если вы думаете, что легко влезть в автобус, троллейбус или трамвай, то вы тоже ошибаетесь!



Когда открываются двери на остановке, народ из автобуса начинает вываливаться. И влезть кому-то ещё, если кто-то не входит, проблематично.



В итоге я около получаса потратил на то, чтобы дождаться транспорта, который удалось взять штурмом. И это при том, что с остановки в нужном направлении курсирует 2 автобусных маршрута и 5 маршруток! Страшно представить что случиться с городом, если из транспортной системы выпадет трамвай.

А он выпадет даже если убрать небольшой участок, то самое спорное кольцо в Мирном переулке или рельсы на Кутякова. Скорее всего именно эти участки имеются ввиду! Ранее уже был пост о том, что "Победа-Плаза" никуда не делась и вполне может начать строиться, из-за чего уберут трамвай из Мирного переулка, а на Кутякова-Радищева-Горького-Горной планируется загадочный капитальный ремонт, как раз там где и лежат рельсы. Именно после такого ремонта дороги в прошлом году был уничтожен трамвайный маршрут №12. Тогда говорили о том, что это делается как часть генплана и для того, чтобы разгрузить Кутякова от пробок. И что мы видим? С момента исчезновения трамвая с Большой Горной, пробки на Кутякова наоборот ещё больше усилились! Напомню что планы по демонтажу, согласно генплану у нас исправно выполняют, а планы по скоростному трамваю, продлении существующих линий и введению новых, даже обозначенных к реализации до 2010 года игнорируются, о чём я писал выше. Демонтаж трамвайной линии на Кутякова заявлен в генплане до 2020 года, но по опыту 12-го маршрута, не предложив ничего взамен, с такой же лёгкостью могут уничтожить и линию 11-го маршрута на Кутякова, прикрывшись генпланом.


Итогом подобной "оптимизации" станет сокращение маршрутов №3,9,10,11. Фактически они не будут заезжать вглубь центра. И большому количеству пассажиров придётся либо ехать с пересадкой, либо искать альтернативу в виде беспересадочного автобуса или маршрутке, чтобы не платить вдвое больше. Скажете, что случится если человек пройдёт пару остановок пешком? По статистике большая доля пассажиров, доезжая до конечной "тройки", на этом не останавливается, а следует пешком, например по проспекту Кирова до места работы. Увеличение этого плеча на дополнительный километр вынудит искать альтернативу трамваю.


Я всё ещё надеюсь, что чиновники, от решений которых зависит судьба города (не больше, не меньше) примут правильное решение, которое будет способствовать развитию города, а не гибели его в пробках и выхлопных газах, неминуемо следующей за закрытием трамвайной системы.