четверг, 1 ноября 2012 г.

Непроходящая боль.... Багаудин Цолоев.


горец


20 лет назад на Северном Кавказе разгорелся один из крупнейших межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР. По разные линии фронта с оружием в руках встали ингуши и осетины, причиной кровавого спора стал Пригородный район Северной Осетии, где на момент развала СССР проживали, по различным данным, более 70 тыс. ингушей. Большинство из них в результате конфликта были вынуждены покинуть обжитые места. Основа конфликта была заложена ещё в сталинские времена: до 1944 года Пригородный район входил в состав Чечено-Ингушской автономной республики, но после депортации чеченцев и ингушей эти территории отошли Северо-Осетинской АССР и были в основном заселены выходцами из Южной Осетии. В 50-х годах минувшего столетия ингуши начали возвращаться из депортации в Пригородный район. Нельзя сказать, что между ними и поселившимися в их домах осетинами складывались братские отношения, но до открытого вооружённого противостояния дело дошло лишь в октябре-ноябре 1992 года. По официальным данным, жертвами конфликта стали 350 ингушей и 192 осетина, пропали без вести более 200 человек. Неофициальные источники называют в разы большие цифры. По единодушному мнению экспертов, осетино-ингушский конфликт не урегулирован по сей день и, по сути, представляет собой бомбу замедленного действия, которая может взорвать весь Кавказ. О возможных путях решения конфликта и обстановке на спорных территориях «Нашей Версии» рассказывает бывший заместитель председателя правительства Ингушетии, общественный деятель Багаудин Цолоев.



– Багаудин Дзарахметович, после принятия в 1991 году закона «О реабилитации репрессированных народов» Ингушетия получила полное право на возврат потерянных после депортации территорий, в том числе и Пригородного района. Почему в этом направлении до сих пор нет никаких подвижек?


– Закон «О реабилитации репрессированных народов», принятый Верховным Советом РСФСР, стал для ингушского народа долгожданным актом по восстановлению справедливости, поруганных прав народа, актом памяти о десятках тысяч граждан ингушской национальности, погибших от голода, холода и насилия в период депортации 1944 года. Но для ингушей закон так и остался на бумаге. Более того, всем, кто хоть немного знаком с обстановкой в регионе, понятно, что осетино-ингушский конфликт 1992 года был спровоцирован осетинскими властями только с целью притормозить или вообще заблокировать реализацию этого закона.


В результате этой военизированной провокации осетинские власти добились с помощью тогдашнего руководства федерального центра воплощения своей мечты – поголовной этнической чистки и второй депортации ингушского населения из Пригородного района и города Владикавказа.


Прошло уже 20 лет со дня трагедии, но до сих пор этому не дана ни правовая, ни политическая оценка.


– А что мешает ингушам уже сейчас, без всяких программ и изменения границ, вернуться на земли, которые они покинули в 1992 году? Северная Осетия – это же не другое государство, а такая же часть России, как и Ингушетия…


– Основной причиной, тормозящей процесс ликвидации последствий конфликта, нагнетания обстановки в зоне конфликта, является позиция глав и чиновников местного самоуправления, руководствующихся так называемой «концепцией невозможности совместного проживания осетин и ингушей и неблагоприятным морально-психологическим климатом».


Эта ущербная во всех отношениях концепция, рождённая и растиражированная в стенах госаппарата, а также ряд постановлений правительства Републики Северная Осетия (РСО) – Алания, которыми закрыто возвращение вынужденных переселенцев в ряд населённых пунктов, стали непреодолимым препятствием в завершении процесса урегулирования конфликта.


– А в чём конкретно выражается это давление?


– Из всех населённых пунктов Северной Осетии, где ранее компактно проживали ингуши, некоторые и по сей день остаются закрытыми для их возвращения.


Анализ ряда постановлений о так называемой водоохранной зоне, а также меры, принятые органами власти РСО – Алания по их реализации, прямо свидетельствуют о том, что эти акты научно и технически не обоснованы, носят искусственный характер. Подтверждением тому является не только проживание до настоящего времени в указанных населённых пунктах граждан различных национальностей, кроме ингушей, но и продолжающие функционировать там предприятия, в том числе противотуберкулёзная больница, известковый завод, фельдшерско-акушерские пункты и другие предприятия. При этом необходимо отметить, что в населённых пунктах Терк и Чернореченское, где незаконно установлен 1-й пояс ЗСО (зона санитарной охраны) на всю территорию, проживало 99% ингушей. Так, спрашивается, куда же им возвращаться?


– Может, власти, в том числе и федеральные, опасаются, что массовое возвращение ингушей в Пригородный район спровоцирует новый конфликт в регионе?


– 20-летний опыт постконфликтного строительства как в зеркале отразил весь конгломерат беззакония, нарушений прав человека, творящийся до сих пор в отношении граждан ингушской национальности, вынужденных в 1992 году покинуть места проживания в Пригородном районе РСО – Алания и во Владикавказе.


Как известно, в июне 2002 года президентом РФ В.В. Путиным было дано поручение ряду руководителей федеральных структур, полномочному представителю президента РФ в ЮФО, а также президентам РСО – Алания и Республики Ингушетия о разработке и реализации комплекса мер по завершению ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.


Подписано соглашение между Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Ингушетия «О развитии сотрудничества и добрососедстве» в октябре 2002 года, которое должно было стать весомым шагом в развитии общественно-политических, экономических и культурных отношений между двумя соседними народами. Кроме того, федеральными органами власти было принято более 120 нормативно-правовых актов по проблемам возвращения вынужденных переселенцев в места постоянного проживания. Однако всё это пока не даёт реальных результатов.


– Какими вам видятся пути урегулирования и ликвидация последствий осетино-ингушского конфликта?


– Для начала власти Северной Осетии должны принять все меры для того, чтобы ингуши, проживавшие на территории республики, обладали такими же правами и свободами, как и представители других национальностей. Чтобы они могли нормально работать, учить своих детей, лечиться, отдыхать в соответствии со своими конституционными правами.


Создать компетентную рабочую группу из федеральных органов власти для осуществления проверки соблюдения законодательства РФ в области прав и свобод человека на территории Пригородного района и города Владикавказа. Обеспечить возвращение в свои жилища и подворья вынужденных переселенцев во все без исключения населённые пункты РСО – Алания.


Принять срочные меры по выполнению Распоряжения МВД России от 21 июля 2005 года № 1/4904 по решению вопроса о подчинении КПМ-105 (Черменский круг) мобильному отряду МВД России. Ведь многие знают, что провокации, особенно в адрес представителей ингушской национальности, происходят на этом посту.


– Сегодня возникла ситуация с необходимостью определения границы между Чечнёй и Ингушетией. Как вы можете это прокомментировать?


– Что касается ситуации вокруг чечено-ингушской границы, вспоминается недавнее интервью вице-премьера Хлопонина ведущему телеканала «Вести», в котором он заявил, что для решения этого вопроса создана и работает компетентная комиссия. Но эта проблема надуманная. Руководству СКФО следовало бы заняться не этой проблемой, а свои усилия и власть направить на исполнение закона о реабилитации, в том числе и территориальной реабилитации ингушского народа. Без этого мира и спокойствия на Северном Кавказе нельзя ожидать.

Справка:

Ратмир Льянов, кинорежиссёр-документалист (фильм «Салам алейкум, ингуши!» о событиях в Пригородном районе Северной Осетии 1992 года, получил на международном кинофестивале в Кракове в 1993 году главный приз «Золотой дракон»):

– Мне, как человеку творческой профессии, оказавшемуся волею судьбы очевидцем трагических событий и запечатлевшему их, совершенно непонятно отношение власти к этой проблеме. Мне непонятен миф о «невозможности совместного проживания», бытующий в Осетии. Я не могу понять принцип раздельного обучения осетинских и ингушских детей в школах, как в каком-то гетто. Мне не ясна реакция федеральной власти на эти нарушения прав и противопоставление одних народов другим.


Белан Хамчиев, депутат ГД РФ:


– Законы в стране должны исполняться, как бы тяжело это ни было. В ходе обсуждений меняются конструкции законопроектов, как было, в частности, с законопроектом о местном самоуправлении по Республике Ингушетия. Но людей не интересуют юридические категории вопросов. Им важна ясность и чёткость в понимании того, где чья земля и кто имеет право проживать на ней.

Нельзя замалчивать проблемные моменты. О них приходится говорить, поскольку у ингушей есть серьёзная озабоченность в связи с тем, что до сих пор не решена проблема вынужденных переселенцев. Что не исполнен закон о реабилитации репрессированных народов.


Исса Костоев, российский политический и общественный деятель, экс-сенатор от Республики Ингушетия:


– На самой заре своего демократического становления Россия приняла в числе прочих и закон «О реабилитации репрессированных народов». В отношении ингушского народа принятие этого закона сыграло роковую роль, так как реализация его встретила сопротивление со стороны руководства Северной Осетии, ссылавшегося на федеративный договор с Россией.

Но плохо это или хорошо, закон принят. Конституционный суд России признал его не противоречащим Конституции. При этом реабилитация есть, но нет реституции, то есть возвращения территории народу, с которой люди были высланы в годы репрессий.


Мусса Зурабов, общественный деятель, правозащитник:


– Реакционные силы не смирились с принятием ВС РСФСР закона «О реабилитации репрессированных народов». После безуспешных попыток по отмене ключевых положений закона осуществили этническую чистку Северной Осетии от граждан ингушской национальности. России сегодня как никогда необходимо межнациональное согласие. Пора Кремлю осознать это и восстановить конституционные права ингушского народа в целом и тех, кто подвергся этнической чистке в Северной Осетии в 1992 году.

http://versia.ru/articles/2012/oct/29/ne prohodyashchaya_bol