вторник, 27 ноября 2012 г.

Ночь Знаний

Во всяких там парижах бывает Ночь Музеев, когда до полуночи забесплатно открыты все музеи. В субботу в Гёттингене провели мероприятие под названием Ночь Знаний - до полуночи были открыты почти все институты (наш, почему-то не участвовал), и всем желающим рассказывали, показывали и давали потрогать, кто чем занимается. Было очень интересно, жаль не удалось везде успеть. На математике, например, aneta в очередной раз учила всех желающих складывать свои волшебные кусудамы, а certus показывал им всем ... что-то эдакое (спросите его лучше сами, что это было :) ). Мы же с akuklev , прихватив с собой Аркадия, отправились в Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt (Немецкий центр воздухоплавания и космонавтики).


Там было довольно много интересного.


Например, у них там стоит целый самолёт Do728. Самолёт этот разрабатывался когда-то компанией Fairchild Dorier GmbH и имел ряд интересных усовершенствований. Однако вскоре компания разорилась, а самолёт пока что так и остался прототипом, который используется для исследований. Всех желающих пускали внутрь самолёта, где вкратце рассказывали, как изучают циркуляцию воздуха в салоне самолёта, температурный режим во время полёта, влияние шума и вибраций на пассажиров. В салоне сидят забавные манекены, напичканные датчиками, с которых снимают показания во время экспериментов.





Ещё мы видели вакуумную камеру, где тестируют двигатели для спутников - с виду как огромная металлическая бочка на боку, но осознание того, что прямо вот тут вот разрабатывают нечто для космических аппаратов, пробирает до мурашек. Потом мы отправились в старую аэродинамическую трубу. Она уже не работает по назначению, её разрисовали изнутри и превратили в инсталляцию, но когда-то в ней тестировали ICE и самолёты.



Помимо прочего, в старой аэродинамической трубе есть отличная функционирующая модель торнадо. На фото она вышла не очень, но, прошу заметить, там была кромешная темнота, и только сам торнадо немного подсвечен. Нам рассказали, что модель эту строили целых 2 года, теперь студенты и школьники используют её для своих экспериментов. Это очень крутая штука - не так уж просто создать настоящий настольный смерч. Вихри воздуха визуализируются за счёт пара - по центру фотки виден такой вертикальный белый столбик - это и есть смерч, вживую видно, как быстро он вращается. Для красоты над ним висит искуственная грозовая туча, грохочет гром и сверкают молнии. От торнадо не хотелось уходить, такой уж он был симпатичный и настоящий. Я б себе дома такой завела.



А потом мы отправились на физику. На физике была невообразимая движуха. Народу было не протолкнуться, не взирая на поздний час - дело двигалось к полуночи. Наливали вино, лекционные залы были забиты, по полу ползали всевозможные роботы и самоуправляющиеся машинки - почти как на CeBit. Слазили на крышу, где стоит телескоп - но ночь была облачная, и астрономы очень извинялись, что в телескоп ничего не видно. Они заботливо развесили по стенам фотографии "того, что можно увидеть, когда небо чистое". Впрочем, на физике много чего можно и так увидеть - в коридорах стоят старинные измерительные приборы, всё можно потрогать-посмотреть. К тому же, я наконец попала в "Кабинет физики" - это небольшой музей факультета, который вечно закрыт, и чтобы туда попасть, надо с кем-то лично договариваться. В "Кабинете физики" тоже хранятся старинные измерительные приборы. Однако здесь их трогать и крутить не разрешается, видимо, потому, что именно эти самые копиии трогали и крутили лично все эти великие чуваки, про которых мы теперь читаем в учебниках.


Вот вам, например, тот самый первый в мире телеграф, созданный лично Гауссом и Вебером в Гёттингене. На бумажке, которая там стоит, записана кодировка почерком кого-то из них двоих.



Это рентгеновская лампа



Как называются две следующие установки, я не знаю, но с их помощью получали электричество. Когда-нибудь я всё-таки проберусь туда на экскурсию, и тогда напишу подробнейший отчёт :)




В уникальной коллекции физического факультета нашёлся даже настоящий Смеллоскоп, который тут же был обнюхан akuklev 'ым.



Была уже почти полночь. Напоследок мы дерябнули по бокалу красного вина, и стали не только усталые, но ещё и очень довольные. Неподалёку от нас, в лестничном пролёте высотою в 5 этажей, маятник Фуко продолжал неутомимо доказывать, что она всё-таки вертится.