вторник, 6 ноября 2012 г.

Мирей Матье в Кремле

Попросился на концерт из расчета, что до следующего не доживу, хотя Матье приезжает часто, даже слишком часто - организаторам трудно было собрать журналистов на пресс-конференцию, поскольку в начале осени она уже была, ляпнула что-то про "Пусси райот", русские порезали фразу и использовали в свои целях, во Франции, где несчастную старуху давно позабыли напрочь, ради такого случая оттолкнулись от отредактированной русскими версии высказывания и подняли Матье на смех - в общем, облажалась бабка и теперь решила про политику молчать. Зал собрала неплохо тем не менее, не аншлаг, но пересаживать публику с балкона в партер не пришлось.

Впечатления от вечера, как и следовало ожидать, двойственные. С одной стороны, это просто нонсенс - голос у Матье сел, хрипит она ужасно, не вытягивает, а тут еще проблемы с микрофонами, которые в первом отделении жутко фонили. При этом пытается консервироваться в своем образе 45-летней давности. В чем, собственно, ее главная проблема, а не в возрасте - Азнавур намного старше, но его концерты - что-то волшебное, он не старается ничего изображать, а представляет себя, как есть, и он, как есть, прекрасен. Или, скажем, Пугачиха к 60-ти стала вон какая, но она не только выглядела иначе, чем в 30, у нее и репертуар, и образ, и манера изменились соответственно. А вот Эдита Станиславовна Пьеха тоже "консервируется", выходит со старыми песнями под старую фанеру, но опять же, осмысленно, самоиронично ("меня узнают по прическе, такие уже давно никто не носит" - могла бы Матье такое про себя сказать?). Зато старушка Мирей относится к себе, к своему имиджу, к своему статусу всерьез, в результате и не развивается (при том что развиваться артисту никогда не поздно), и не дистанцируется от своего ретро-образа, а продолжает петь "Мон кредо" и делать вид, что ей 18 - и это немножко смешно и еще больше жалко. Ну и публика - у нас везде, на любом мероприятии уебищная публика, но целевая аудитория Матье, которую Митя Пентковский описал как "старые тетки и пидоры всех возрастов" (правда, это не только Матье касается, но и многого другого), настолько отталкивает сама по себе, и что самое невозможное, даже эта аудитория репертуара Матье не знает. Я хоть и не тетка, а с творчеством Матье знаком, как мне думается, много лучше любой пенсионерки, у меня и записей ее всегда было полно.


Примечательно, что в отличие, например, от Далиды, которая как артистка была несомненно интереснее, но у которой практически все шлягеры - "с чужого плеча", а исполнила она их так, что и сейчас, десятилетия спустя смерти, кажется, что это "ее" песни, у Матье десятки отличных, и не всегда широко известных вещей, специально для нее написанных - а их уже никто не помнит. Да что там, в программе вечера, во втором отделении больше, немало нашлось вещей, и мне самому неизвестных - и не потому, что новых, откуда новые-то, просто недокрученные в свое время и потерявшихся среди других. Вот несчастной и приходится вместо своих собственных замечательных песенок петь то из Эдит Пиаф ("Жизнь в розовом цвете" и "Ни о чем не жалею"), то и вовсе "Подмосковные вечера" да "Очи черные" пополам с китайскими мотивчиками. Но это все - с одной стороны. С другой - концерт честный, ничего не скажешь. По-хорошему, врубила бы фонограмму и не напрягалась - нет, не может, не считает допустимым, плохо, но поет, старается. И в каких-то случаях, преодолевая недостатки вокала, проблемы с расшатанным голосом, не говоря уже о технических звуковых помарках, добивается необходимого для эстрады эффекта - трогает. На самом деле, может и не в целом концерт, но отдельные его моменты, причем связанные именно с песнями, а не с дешевым цирком вроде очереди из букетов или 90-летней мамы на сцене (Матье со сцены когда-нибуь да уйдет, а мама, должно быть, останется).


Пускай сама Матье не меняется принципиально, а непринципиально - не в лучшую сторону, и это жалко, но я-то меняюсь и этот концерт для меня уже не то, что предыдущий много лет назад. В прошлый раз, к примеру, я не знал, что песня, которой Матье открывает программу, написана к фильму "Париж свободен" Рене Клера, а с тех пор я этот многочасовой раритет (пускай частично) успел посмотреть на ММКФ. И "Все дети поют со мной" мне раньше никогда бы не понравились, а сейчас кажутся милыми. Безусловно, если бы Матье делала "концерт по заявкам", то я бы "заявил" совсем другие композиции, которых она не на моей памяти в свои выступления не включала и прежде. А убрал бы "Прощай, Акрополь", невозможно эту шнягу слушать, и "Дай мне твое сердце" не в ресторанно-джазовой, а в оригинальной диско-версии пустил бы. И если уж нужны "римейки" - то не "Вечная любовь", хотя Матье когда-то действительно пела ее в дуэте с Азнавуром, и не шлягеры Пиаф, а "Браво, ты победил" - у Матье была превосходная франкоязычная версия песни "АВВА". А "Чао, бамбино", хотя это и фигня, по большому счету (но что по большому счету не фигня?) мне нравится, сейчас звучит так же забойно, как и раньше. Пускай поет, как может, их, таких, и без того немного уже.