Вот что вам непременно стоит посетить в Таиланде – так это Храм Истины, он же Sanctuary of Truth. Хотя при чём тут истина, мне, далёкому от буддистских реалий, не совсем понятно. Да и храмом это величественное сооружение может быть названо лишь условно, поскольку в буддийской традиции храм может считаться храмом лишь спустя сто лет – то ли с даты начала строительства, то ли с даты его завершения. Впрочем, судя по тому, что для Храма Истины тридцать лет от положенных ста уже прошли, и при этом он всё ещё продолжает строиться, за точку отсчёта берётся именно начало.
Но неважно. Главное, что Храм офигенно красив, а кроме того, и в нём самом, и в его окрестностях по воздуху разлита удивительная благость. На фотографиях этого, впрочем, не видно, но на самом деле местами там просто дух захватывает – особенно, когда заходишь в центральный зал с высоченным потолком под самый купол.
Главная идея происходящего заключена в том, что Храм строится исключительно из дерева, и железные гвозди в нём используются лишь на начальном этапе примерки и притирки. Предполагается, что к финалу все имеющиеся гвозди будут повыдерганы, и конструкция сцепится при помощи чопиков и пазов. При умелом подходе – должно держаться достаточно крепко. А с учётом того, что древесина для строительства используется ценная и почти не поддающаяся гниению (железное дерево, тик и пр.), Храм должен простоять не один век.
На то и расчёт. Потому что изначально строительством Храма Истины занимается не ООО «Тайская индуистская церковь», а некий бизнесмен и патриот, вкладывающий свои миллионы в вечность – в создание новых чудес света. На его счету уже есть одно – музей слона Эравана в Бангкоке. Построенный, собственно, в виде самого слона Эравана. Мы его видели, возвращаясь с реки Квай. Ехали себе по обычной индустриальной автостраде, и вдруг справа вырос здоровенный трёхголовый слон, выглядящий весьма монументально, хотя по фотографии этого не скажешь – но спасибо хотя бы на том, что Валентиныч вообще успел выхватить фотоаппарат.
Так вот, Храм Истины, и правда, выглядит как новое чудо света – очень величественно и очень красиво. Голых стен в нём нет совсем – повсюду какие-то монументальные панно, индуистские боги, деревья, люди, слоны… Причём всё это очень объёмное – не просто резьба по дереву, а натуральные деревянные скульптуры, выглядывающие и из стен, и из потолка. Выпирают они, к слову, не как бог на душу положит, а очень гармонично. По крайней мере, никакого ощущения хаоса не возникает.
Так что ехать надо. И вопрос только в том, ехать ли самостоятельно, или делать это через турфирму. Считайте сами. Через агентство такая поездка стоит 700 бат. Взамен вас привезут-отвезут и предоставят гида, который на ломаном русском языке расскажет вам, что вот эта девушка, которую Валентиныч обнимает за бёдра – это Богиня Земли, вот эти четыре бога на четырёх стенах малого зала – Шива, Вишну и Брахма (любимый всеми Шива, как полагается, два раза), а вот эти Марсы-Меркурии и Венеры – ваши планеты-боги, принадлежность или непринадлежность которых к вам определяется по тому, в какой день недели вы родились… Казалось бы, небезынтересно. Но.
Во-первых, язык у гида, и впрямь, может оказаться, мягко говоря, не идеальным. У нашего, например, я процентов 70 речи не понимал (хотя справедливости ради стоит заметить, что Андрюха, более приспособленный к жизни, понимал как раз 70 процентов, а остальное додумывал – по его словам, неплохо получалось). Во-вторых, я считаю, что в данном конкретном случае все эти имена богов особой роли не играют. Всё равно вы ни черта не запомните, а даже если и запомните, то теплее вам от этого не станет. Там имена вообще не важны, там важна красота…
К тому же я вам в вышеприведённом тексте все основные пункты экскурсионной программы уже и рассказал. Видите, как выгодно меня читать?
Короче, все уже поняли – я выступаю за самостоятельный поход. Расположен Храм практически в черте города, и для поездки к нему вполне можно нанять такси. Думаю, максимум машина туда-обратно обойдётся вам в 250 бат. А то и в 200.
И там уже спокойно - без суеты и без толпящихся вокруг гида туристов – наслаждайтесь жизнью. Посидите в кафешке на берегу озерца, понаблюдайте за работой резчиков в мастерской, посетите небольшой музей, посмотрите с импровизированной крепостной стены на море, обойдите вокруг Храма, ударьте по одному разу в каждый из трёх гонгов, загадав при этом желание (только не загадывайте найти любовь – не поможет (видимо, на других людей ваши желания повлиять не могут); и смысл жизни не загадывайте, а то Вселенная, с её-то бесноватым чувством юмора, устроит вам чёрте что, уж я её знаю)…
И – созерцать. Потому что в самом Храме и в его окрестностях настолько благостно, и так эта благость хорошо сочетается с ясным небом, синим морем, тёплым солнцем и запахом дерева, что торопиться куда-то представляется глупой затеей. И как тайцы умеют находить такие места для своих святилищ, в которых ощущается сила Вселенной? Почему-то если в Комсомольске-на-Амуре строят церковь, то обязательно напротив тюремного вида гостиницы «Восход», рядом с рабочей точкой придорожных продажных женщин и в ста метрах от ближайшей девятиэтажки, жители которой в связи с означенным фактом уже почти смирились с трясущимися от регулярного колокольного звона стенами.
А в Таиланде что ни храм, что ни Будда на холме – так обязательно благость, спокойствие и солнечный свет.
Или у них просто, в силу климата – везде так?