суббота, 27 октября 2012 г.

Мгновения оперы. Великие арии. Фальстаф. Фальстаф

Последняя опера Джузеппе Верди, поразительная, удивительная, искрометная, полная задора и огня.

Написана, когда автору было 80 лет, но - какой бурлеск, сколько живости и блистательной комедийности, не всякий молодой композитор на такое способен.

Шекспировских Merry Wives of Windsor - "Виндзорских кумушек" (или проказниц, или насмешниц) должен знать каждый образованный человек, правда, великий либреттист Арриго Бойто, конгениальный Шекспиру, включил в оперу некоторые фрагменты из хроники "Генрих IV", где Фальстаф является одним из главных героев. Существует даже легенда, будто этот персонаж так понравился королеве Елизавете, что она потребовала от Шекспира продолжения, "сиквела". Думаю, что это позднейший анекдот. В любом случае, как бывший шекспировед скажу, что "сиквел" оказался слабее первой части, так всегда бывает, эту комедию Шекспира я считаю одной из самых слабых его произведений.

Но произошла сенсация: Верди и Бойто превзошли Шекспира. Опера намного лучше драматургического первоисточника. Таково мое мнение

Вот краткое содержание и еще много интересного про гениальную оперу Верди - последнюю оперу-буффо, ставшую непревзойденной вершиной этого жанра.

Верди, как свойственно гениям, сильно опередил свое время. Понять, постичь и оценить эту оперу непросто, я ее понял раза с десятого, наверное. Это - великая, высокая пародия, и автопародия Верди в том числе, если послушать "арию" мистера Форда, возомнившего, что жена ему изменяет - там четкие ассоциации с Отелло.

Как и в "любовных" дуэтах Фальстафа с Алисой - Alice, да и в замечательных рефренах двух молодых влюбленных, которым кумушки составляют счастье.

Строго говоря, пародийна вся партия Фальстафа. Он баритон, как вердиевские злодеи, Риголетто, Макбет и Симон Бокканегра. Хотя и Форд - тоже баритон. А тенор отдан единственному истинно влюбленному. И повсюду старик Верди издевается над самим собой, над оперой вообще и, смеясь, расстается с прошлым. Несколько преждевременно, но маэстро уже предчувствовал смерть вида искусства, которому отдал почти всю свою жизнь.

Строго говоря, арий в этой опере нет, она представляет собой идеальный и гениальный образец музыкальной драмы с непрерывным действием. Но кое-что из вышеупомянутых эпизодов можно попробовать вычленить.

Поехали

Фальстаф. Монолог о чести

Титто Гобби



Габриэль Бакье





Титта Руффо



Мариано Стабиле



Джакомо Римини



Ренато Брузон



Руджеро Раймонди



Джузеппе Таддеи



Доналд Грэмм



Geraint Evans



Фернандо Корена



Корнелл Макнил


Начало третьего акта

Фальстаф - Руджеро Раймонди. Дирижирует Клаудио Аббадо



Продолжение следует


Все мгновения оперы

Все великие арии


Песни ХХ века

Песни ХХ века-2

Песни ХХ века-3

Песни ХХ века-4

Песни ХХ века-5

Песни ХХ века-6