У них было два реактивных самолёта, одна Tesla, перекрытый на полдня аэропорт федерального значения, бесстрашный пилот и нежелание следовать правилам.
502 просмотра
Энтузиасты из России организовали и сняли на видео смертельно опасный трюк. Они разогнали Tesla до максимальной скорости в 245 километров в час и заставили реактивный самолёт лететь почти вплотную над электромобилем на той же скорости.
Создатели видео утверждают, что такого до них не делал ещё никто, включая Top Gear, а ради экстремального видео они нарушили сразу несколько российских законов — иначе ничего бы не вышло. Автором идеи выступил Алишер Панк, а за съёмку ролика отвечал Сергей Валяев из Cameraptor. В разговоре с TJ они рассказали о нюансах и сложностях работы над проектом, причинах идти на смертельный риск и ожиданиях от трюка.
Панк рассказал, что незадолго до пандемии уже становился героем СМИ из-за своего «бэтмобиля». После начала карантина Алишер решил придумать трюк с последней Tesla Model S — он называет себя фанатом Илона Маска.
Благодаря знакомым в органах и Росавиации удалось на полдня согласовать закрытие аэропорта федерального значения, который я не могу нигде обозначать, потому что мы там очень серьёзно правила все к чертям нарушили. А с Калуги я уже самостоятельно пригнал в этот аэропорт два самолёта и Tesla.
По словам автора проекта, он хотел разогнать Tesla сделать так, чтобы реактивный самолёт завис над ней на расстоянии двух метров. «Многие говорили, что это физически невозможно, опасно и бла-бла-бла, но когда мне так говорят, я, наоборот, завожусь», — пояснил Панк.
Главной задачей и опасностью трюка оказалось синхронизировать скорости самолёта и машины. Максимальная скорость Tesla оказалась практически минимально возможной для самолёта — он мог свалиться прямо на машину (прим. TJ — официальная скорость сваливания Л-29 составляет 130 км/ч, а крейсерская — 655 км/ч).
Такого не делал в принципе никто, даже Top Gear такого не делал, потому что это очень опасно. Минимальная скорость для любого реактивного самолёта аварийная — это уже 240 километров в час, потом он начинает падать. И прикол в том, что у Tesla «максималка» 250 километров в час, мы её смогли разогнать до 245 и прямо над ней секунд 10-20 летел самолёт.
Для трюка использовали не реальные военные самолёты, а Л-29 — учебные аппараты, на которых военные тренируются и всё испытывают. Они отличаются тем, что не имеют военного оснащения и работают на одной турбине, когда у «больших» истребителей их минимум две.
Как пояснил Панк, одной из самых сложных вещей стало найти хорошего пилота, который согласился бы сесть за штурвал ради трюка. В случае неудачи взрыв мог быть таким, что «живого места бы не осталось». В итоге за штурвал согласился сесть бывший военный, которого не пришлось долго уговаривать: «Он такой — „а давай, я всё равно на пенсии, скучно“».
Изначально трюк хотели организовать по всем правилам. Для этого Панк обратился к профессиональным инженерам, чтобы всё рассчитать, но среди них не нашлось тех, кто разделил бы его энтузиазм. В итоге команда обратилась к студенту-математику МИФИ, который за полчаса сделал все расчёты, рассказал автор проекта.
Мне дали контакты инженеров, физиков, серьёзных профессионалов, но там контингент, бл*ть, 50+. Они меня начали спрашивать: «Вот американская машина, чешский реактивный самолёт, в чём логика?». Я им говорю: «Всё, идите н***й».
Финально всё определяли «на пальцах» уже с пилотами, но расчёты студента МИФИ позволили команде заранее представить, когда разогнаться и где притормозить. Автор признался, что заранее предусмотреть всё не мог, поэтому съёмки заняли сразу полдня и около 16 дублей.
Ограничено было не только время для съёмок, но и возможность разогнаться — участок полосы был длиной всего 2,5 километра. За это расстояние Tesla должна была успеть ускориться до 240 км/ч, в этот момент над ней должен был пролететь самолёт, а потом предстояло вовремя затормозить.
В день съёмок у команды сначала никак не получалось реализовать задумку, а Панк уже задумался о том, что впустую потратил деньги. И только на последнем дубле удалось добиться результата, хотя у пилота всё время горела лампочка аварийного снижения скорости — он летел на грани, утверждает Алишер.
Как рассказал режиссёр и продюсер видео Сергей Валяев, на словах трюк выглядит обычным — самолёт пролетел над машиной. Но на самом деле за этим кроется множество проблем и это может быть смертельно опасно.
Во-первых, не так-то просто организовать всё это дело и невозможно раздобыть такое количество керосина в открытом доступе в России — это делалось через невероятные трюки и ухищрения. Ну и такого никто никогда в мире не делал: так низко не летают, потому что выходящий воздушный поток от самолёта может перевернуть машину.
Валяев пояснил, что Tesla оказалась хорошим выбором для трюка ещё и потому что спроектирована таким образом, что вес распределяется по дну машины и равномерно прижимает её к земле. По его словам, планирование всего процесса заняло полгода, а то, что всё получилось — это «чудо» из-за ограниченного времени и бюджета.
Сначала Алишер попытался получить согласования по легальным каналам и обратился в Минобороны, однако, по его словам, ему отказали. «Мне сказали: „Ты что, ты этой хернёй не занимайся“», — вспомнил автор проекта. Затем он счёл необходимым нарушить правила и пойти в обход согласований.
Теперь Панку и другим участникам проекта могут грозить проблемы. В первую очередь под угрозой отзыва лицензии находится аэропорт, который позволил провести трюк, а пилота, который нарушил правила лётного судна, могут лишить прав. По словам Алишера, он готов к возможным последствиям и заранее обдумал юридическую сторону вопроса, однако план его действий до конца не ясен.
Чтобы избежать проблем, Панк и команда попытались скрыть следы работы, например, на самолётах очистили бортовые самописцы. Но если внимательно посмотреть видео и замедлить скорость, то можно догадаться, какой именно аэропорт там задействован.
Когда самолёт идёт на посадку или взлетает со взлётно-посадочной полосы, там не должно находиться ничего: ни людей, ни машин. Поэтому мы затёрли чёрные ящики переговоров, мы затёрли данные по Росавиации, потому что такое никто бы никогда не согласовал — это то же самое, что ты с Москва-Сити хочешь прыгнуть с парашютом. Тебе никто никогда не даст добро.
По словам Панка, он не привлекал к проекту спонсоров и партнёров, вложив только собственные средства. Только на горючее для перегона самолётов ушло 420 тысяч рублей. Также он оплатил проживание, транспорт и другие расходы команды. В работе над трюком поучаствовали около 30 человек, 15 из которых были членами съёмочной группы, тогда как остальные помогали в организации. Согласно оценке Алишера, весь проект обошёлся ему примерно в три миллиона рублей.
Автор мечтает, чтобы видео трюка добралось до Маска — и тот бы предоставил модель Tesla для следующих роликов команды. В конце ролика оставили «пасхалку» про Дмитрия Рогозина, который подшутил над SpaceX — другой компанией американского предпринимателя. В видео мужчина в маске главы Роскосмоса прыгает на батуте, пока Панк стоит сзади у Tesla.
Конечно, если с Илоном не получится, я буду топить за Рогозина и доносить мысль: «Дай нам, молодёжи, сделать какой-то проект, дай показать, на что мы способны». Потому что там сидят динозавры за 70 лет, они ничего не придумают.