Житель Риги собрал сотни примеров продакт-плейсмента в фильмах, сериалах и музыкальных клипах.
Автор сайта Product Placement Blog коллекционирует примеры использования брендов на экране, предмет его интереса — так называемый продакт-плейсмент, скрытая реклама. В собранной им коллекции есть кадры из совсем недавних фильмов, вроде «Доктора Стрэнджа», но есть и такие, как, например, «Американский пирог». О себе и своём блоге он рассказал TJ.
Меня зовут Сергей, мне 30 лет. Я из Риги, закончил бакалавриат и магистратуру в Латвийском Университете, экономический факультет. Являюсь совладельцем консалтинговой фирмы.
О самом продакт плейсменте я знал давно, но после того как посмотрел документальный фильм «Величайший фильм из всех когда-либо проданных», как раз по второму кругу начал пересматривать один из своих самых любимых сериалов — «Клан Сопрано». Это был 2014 год. Как раз в нём стал замечать упоминания брендов.
После некоторых поисков я понял, что ресурсы о продакт-плейсменте есть, но либо редко обновляемые, либо содержат всего несколько статей. Очень понравился сайт IMCDb.org, но на нём лишь автомобили, причем не только с «рекламные», но и те, которые просто участвуют в массовке. Кстати, как раз недавно виртуально познакомился с администратором этого сайта, даже обменялись с ними ссылками, что очень приятно, так как их сайт довольно крупный и посещаемый, а мой блог пока еще довольно молодой.
Появилась идея сделать ресурс, на который можно выкладывать скриншоты из фильмов и сериалов в строго структурированном порядке. Я смотрю довольно много новых фильмов и сериалов, пересматриваю старые, и это происходит почти каждый день. При просмотре просто стал делать снимки экрана, обращать внимания на бренды. Так получилось, что времени создать ресурс и загружать изображения не было, но они всё копились. Наконец в марте 2008 года я зарегистрировал домен и установил Wordpress.
Делать блог решил на английском языке, так как хотел, чтобы информация была доступна максимально количеству людей. Да и фильмы-то в основном я смотрю лишь производства США.
Как собираю контент? При просмотре фильма и сериала просто обращаю внимание на бренды (телефоны, ноутбуки, колу на столе, и так далее). Отличить продакт-плейсмент довольно легко. К примеру, в сериале «Друзья» на некоторых продуктах одна-две буквы были затёрты, а на других отчётливо видны бренды.
Часто обращаю внимание на титры. Вот к примеру, в конце серии сериала «Бруклин 9-9» чётко написано, что Apple проспонсировала появление своей техники в этом шоу.
Иногда читаю, что бренды якобы не платят за их упоминания. Но в таком случае логотип обычно замазывается, переделывается или заклеивается наклейками какими-то, но по форм-фактору всё равно можно понять, что это макбук.
Однажды обратился в Твиттере с вопросом к представителям Cinzano, оплатили ли они своё упоминание в сериале «Безумцы», на что они ответили, что это был «Organic Product Placement». Возможно, это и правда, но всё равно это является продакт-плейсментом.
Принципиально не выкладываю рекламу алкоголя. В старых фильмах также часто встречаются, например, сигареты Marlboro, такое я тоже не публикую.
Часто сложность заключается в том, что бренд не показывают, а лишь называют. К примеру такая стратегия нравится Uber. И тогда я выкладываю скриншоты с субтитрами диалогов.
Я отношусь к продакт-плейсменту довольно спокойно, когда он вписывается в сюжет. У меня нет особо конкретных примеров любимого и нелюбимого, но нравятся эпизоды с классными автомобилями.
Больше всего посетителей идёт из поиска в Google. Иногда ищут рекламу из фильма — к примеру, бренды из «Один дома», либо пытаются найти, как именно называется конкретная модель фотоаппарата, что за солнечные очки или часы. Иногда оставляют агрессивные комментарии о том, что фильм переполнен рекламой.
За время ведения блога я познакомился с интересными людьми: профессорами, которые пишут книги, создателями похожих сайтов, агентствами, которые занимаются продакт-плейсментом.
Познакомился даже с американской ассоциацией против Coca-Cola, которая использовала собранный мною материал как доказательство о «навязывании этого нездорового напитка».
Иногда на почту приходят просьбы посоветовать, куда обратится, чтобы прорекламировать свой продукт. Приходят и киносоздатели, готовые разместить в своём фильме какую-то продукцию. В последний раз меня спрашивали, не знаю ли я, к кому можно обратится в компании Philips, якобы в фильме авторов письма продукция этого производителя пришлась бы к месту. К сожалению, в этом мало кому смог помочь. В будущем планирую создать список рекламных агентств.
Сейчас на моём компьютере ещё более тысячи неопубликованных скриншотов. К сожалению, именно загружать и оформлять их не всегда хватает времени. Планирую в течение нескольких месяцев разобрать этот завал.