Мнение фаната: что не так с новым спектаклем про Гарри Поттера

вторник, 2 августа 2016 г.

(спойлеры отсутствуют первую часть текста, о них заранее предупреждено)

В статье, посвященной выходу спектакля "Гарри Поттер и проклятое дитя", было упомянуто нелестное мнение поклонников серии. С одобрения Ольги Жигулиной я решила немного подробнее рассказать, чем же мы так недовольны.

Затянувшееся предисловие:

Как известно, сэр Артур Конан Дойль пытался убить Шерлока Холмса в одном из рассказов, но фанаты и королева были настолько против, что персонажа в срочном порядке пришлось воскресить. Я сомневаюсь, что Её Величество Елизавета II звонила Джоан Роулинг с просьбой продолжить знаменитую серию книг, но, откровенно говоря, даже этот звонок не оправдал бы недавно вышедший спектакль “Гарри Поттер и проклятое дитя”.

Хочу сразу сказать, что я тот самый мифический хардкорный фанат “Гарри Поттера”. Я никогда не стояла в ночных очередях перед выходом новой книги только потому что в Самаре подобного движняка просто не было. Я знаю семь книг практически наизусть на двух языках. Я читала несчетное количество фанфиков и по ним выучила английский язык. Я писала фанфики, и некоторые из них даже были не омерзительно ужасными, а просто плохими. “Гарри Поттер” для меня религия, а 31-е июля (день рождения Гарри и самой Ро) - ничуть не менее праздник, чем мой собственный день рождения. Я тот самый упоротый поттероман, и это мое нудение о том, почему если решил поставить точку, то не нужно превращать её в запятую.

Важное примечание: я не видела спектакль, я только читала вышедший 31-го июля сценарий.

Немножечко истории, чтобы понять, а с чего, собственно, возмущение:

В многочисленных интервью после выхода “Гарри Поттера и Даров Смерти” Джоан Роулинг повторяла одно и то же: “Нет, восьмой книги не будет. Нет, я никогда больше не буду писать про Гарри. Да, может быть я когда-нибудь буду писать про волшебный мир, но это точно будет не про Гарри”.

И вот восемь лет спустя появляется новость: выйдет спектакль про Гарри Поттера, сюжетом которого будет новая история, происходящая после книг. В интернете хаос, наивные фанаты радуются, фанаты-реалисты чешут в затылке и тихонечко думают про себя: “А может не надо?”, но тоже радуются, сценарий все-таки будет писаться при участии самой Королевы Ро, а она не может сделать со своими персонажами ничего плохого.

Проходят месяцы ожиданий, разбавленные тщетными и не очень попытками купить билеты на спектакль, радостями, что сценарий будет выпущен в качестве книги, и предзаказами этой самой книги на Амазоне. Слухи, новости каста, первые фото декораций, и вот, наконец, настает час Х: предпоказ спектакля за два месяца до основной премьеры. Фанаты затаили дыхание, избранные счастливчики готовятся к походу в театр, Роулинг не очень вежливо просит сохранить сюжет в тайне. Но это же “Гарри Поттер”, так что находятся несколько потрясающих людей, которые плюют на то, что их любимый автор называет их предателями, и публикуют пересказ в интернете. Десятки тысяч людей читают обрывочный пересказ и…

И мнения расходятся. “Кому-то понравилось, а кому-то нет”, - закономерно подумали вы. А вот нет. Мнения было два:

1. ****** [очень плохо]
2. Да нет, ребят, вы чего, это шутка.

Примерно треть людей, прочитавших пересказ всерьёз решили, что все это розыгрыш, что людям заплатили, чтобы поддерживать эти смешные слухи в интернете, чтобы настоящий сюжет не просочился.

Да, все настолько плохо.

(! Внимание, дальнейший текст содержит спойлеры)

Ну, а теперь по пунктам:

1. “Это мой первый фанфик, пожалуйста, не судите строго”

Спектакль не зря сразу же начали сравнивать с фанфиками. Дело даже не в странном поведении персонажей или вольном обращении с “каноном” (фактами из оригинальных семи книг). Главной причиной является сюжет, который основан на двух самых главных штампах фанфиков по вселенной Гарри Поттера: путешествия во времени и ребенок Волдеморта.

Быстрый поиск по fanfiction.net дал мне 1499 результатов по запросу ‘Voldemort son’, 986 по ‘Voldemort daughter’ и 3038 по ‘time travel’. А это далеко не единственное хранилище с фанфиками. Представьте себе масштабы.

2. “Мы могли спасти твоих родителей, а спасли Гиппогрифа”

Мир, созданный Роулинг, может быть, не идеально логичный, в книгах есть несколько сюжетных дыр, а некоторые вещи просто не имеют смысла, если о них всерьёз задуматься. Тем не менее, этот мир работает по конкретным правилам, и если уж их кто-то собирался нарушать, то всегда приписывал “этот фанфик не претендует на соответствие канону”.

Оказывается, правила можно нарушать, если очень хочется. Например, можно было перемещаться во времени не только на несколько часов. Кажется, кто-то был прав:

2.1 К шутке в заголовке можно добавить еще один удивительный факт: получив в свое распоряжение Маховик Времени, Альбус решает спасти не своего дядю Фреда Уизли, не своих бабушку и дедушку Поттеров, не даже родителей своего почти брата Тедди Люпина. Нет, Альбус решает спасти Седрика Диггори, человека, с которым его ничего не связывает. Да, в сюжете есть этому объяснения, нет, это не делает этот поворот логичным.

3. Увлекательная сексуальная жизнь Волдеморта

А еще, оказывается, на протяжении одной из книг Беллатрис Лестрейдж была беременна от Волдеморта, и у них есть дочь. Это значит, что у этих персонажей был секс. Носа вот у него не было, человечность он потерял, но некоторые органы, похоже, у него остались и даже работали.

Нет, если очень зажмуриться, это даже можно сопоставить с книгами. Мы не видели Беллатрис с пролога “Принца Полукровки” до одной из последних глав, успело пройти семь месяцев, вполне можно успеть родить, оправиться от родов и снова радостно раскидываться круциатусами направо и налево. В “Ордене Феникса” даже есть момент, когда Гарри чувствует, что Волдеморт рад так, как давно рад не был. Читатели-то подумали, что это по поводу сбежавших из Азкабана Пожирателей Смерти, а, похоже, это потому что на свободу выбралась Беллатрис, и старику Волди наконец перепало.

Но как же пренебрежение Волдеморта людьми, чувствами, его отсутствие человечности и полная уверенность в своем бессмертии?

4. “Детей воспитывать - это не палочкой размахивать”

Об этом я писала в комментариях к статье про спектакль. Что вы, ****** [негодяи], сделали с Гарри Поттером?

Тема отцов и детей одна из главных в спектакле. Практически все драматичные моменты посвящены отношениям Гарри с одним из его сыновей. Бедный (на самом деле нет) Альбус, которому так не повезло с именем, устал вечно находиться в тени отца и переживает все прелести переходного возраста. Все верно, есть в кого. Гарри, у которого с остальными двумя детьми и одним крестным сыном отличные отношения, не знает, что делать, но пытается как-то наладить контакт с сыном.

Звучит отлично, правда? Все было бы хорошо, если бы не два момента, которые ну никак не вписываются в персонажа, которому посвящены семь книг:

1. В одной из ссор Альбус в сердцах кричит: “Иногда мне хотелось бы, чтобы ты не был моим отцом”, на что Гарри отвечает: “Иногда мне хотелось бы, чтобы ты не был моим сыном”.

2. В какой-то момент Гарри начинает считать, что все проблемы Альбуса от дружбы со Скорпиусом Малфоем, и запрещает им общаться.

Это все выглядит так, будто остальных трех Гарри воспитывал по методу Артура Уизли, а над одним решил поэкспериментировать, и перешел к методу Вернона Дурсля.

5. А был ли мальчик?

Начало спектакля практически полностью повторяет эпилог “Даров Смерти”. Вот вам первое сентября, платформа 9 ¾, три ребенка Гарри и Джинни и… один ребенок Рона и Гермионы. В спектакле Хьюго, младший из двух детей Грейнджер-Уизли, просто не упоминается.

“Да кого это волнует”, - спросите вы. Конечно, это спектакль, и там не обязаны появляться или, хотя бы, упоминаться все сотни персонажей Поттерианы. Но, тем не менее, это говорит о внимании авторов к деталям, точнее об отсутствии этого внимания.

Тут же стоит отметить, что Луна Лавгуд, один из центральных персонажей последних трех книг, так же не удостоилась и пары слов о себе. Не так страшно, но многим фанатам обидно.

6. Предупреждения: OOC, AU

Есть такое фанфикерское понятие: Out Of Character. Хочется написать драму, но персонажи, описанные в каноне так делать бы не стали? Не беда, это же всего лишь фанфик, мы просто можем предупредить, что ООС, и делать с персонажами все, что пожелаем.

На сценарии “Проклятого Дитя” этого предупреждения почему-то нет. Наверное, потому что издатели подумали, что это будет плохо смотреться с Джоан Роулинг в качестве главного автора.

Тут можно написать отдельную огромную статью. Начать, конечно, следует с описанного выше странного поведения самого Гарри. А есть еще вот например Рон, который словно сошел со страниц… сценария к фильму. Потому что вместо верного друга нас снова ждет вечно голодное существо, способное только временами шутить, и один раз даже выдать довольно милую сцену с Гермионой. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что он подарил своему племяннику бутылочку с приворотным зельем (что играет некоторую роль в сюжете). Почему-то авторы легко забыли тот факт, что Рон как-то раз сам стал жертвой приворота, и это едва не кончилось трагедией.

Гермиона из альтернативной реальности, которая без отношений с Роном стала кошмарным учителем, добрый и пушистый Северус Снейп, Седрик Диггори, которому оказывается нужно было всего лишь пережить унижение, чтобы стать Пожирателем Смерти, этот список можно продолжать долго.

7. “Сегодня выходит восьмая книга про юного волшебника”

На фоне всего вышеописанного (и множества проблем, оставленных за пределами этой статьи), две вещи разозлили фанатов даже больше, чем вольное обращение с их любимыми книгами. Первое, и главное, это факт, что автором сего произведения числится сама Джоан Роулинг. И уже никому не объяснить, что она всего-лишь давала добро на сюжет, что писали два других человека. На книге написано “Джоан Роулинг: Гарри Поттер и Проклятый ребенок”, а значит, это навсегда не сценарий странноватого спектакля, а Восьмая Книга. Книга, которая никогда не должна была быть написана.

8. “Шрам не болел девятнадцать лет. Все было хорошо”

… и это было правдой девять лет. Девять лет история про Гарри заканчивалась идеально, все были счастливы (кроме фанатов погибших персонажей и неслучившихся пейрингов).

И вот добрая тетушка Ро подписывает сценарий, и внезапно шрам у Гарри снова болит, дочь Волдеморта использует двух подростков для изменения прошлого, и все совсем не хорошо, и никак не радужно.

Не знаю, как чувствуют себя не так переживающие за персонажей люди, но вот я чувствую себя обманутой.

Послесловие

Все вышеописанное лично мое мнение, и мнение множества фанатов ГП по всему свету. Это не мешает многим другим фанатам этот спектакль искренне любить, а некоторые даже согласны считать все это новым каноном. Спектакль ждет глобальный успех, выпущенный в качестве книги сценарий будет бестселлером, создатели получат много-много денег, Роулинг опять потратит большую часть заработанного на благотворительность.

Седьмая и заключительная книга серии посвящена в том числе нам, всем фанатам, всем читателям, “и тебе, если ты готов остаться с Гарри до самого конца”. Похоже, этот спектакль посвящен совсем уже другим людям.

Let's block ads! (Why?)